Союз мобильных. Дружить можно, только общаясь.

Интеграционным процессам, которые сегодня идут на пространстве евразийских международных объединений (СНГ, ЕврАзЭС, ШОС), требуется серьезная кадровая поддержка. Нужны люди, способные решать межгосударственные задачи в разных отраслевых и геополитических направлениях. Таких профессионалов, которые могли бы разбираться в какой-то узкой области и при этом понимать национальные и культурные различия, имели бы навыки общения с представителями других народов и культур, помогает готовить Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС).
Договор о создании МФГС был подписан в мае 2006 года на заседании Совета глав правительств стран СНГ в Душанбе. Документ завизировали представители Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. В 2008 году к договору присоединился Азербайджан. Среди главных инструментов в работе МФГС — программы академической мобильности государств-участников СНГ. Одна осуществляется в сфере образования, другая касается науки и инноваций. Сегодня мы подробно расскажем о первой из них.

Все — в сеть!
В программе, которую фонд реализует в области образования, три направления. Первое    — поддержка академической мобильности студентов вузов.
Для учащихся в рамках Сетевого университета СНГ разработаны совместные магистерские программы, после освоения которых они получают дипломы двух стран. При этом вузы, участвующие в проекте, ведут кропотливую работу по согласованию магистерских программ, так как один год студент учится в университете своей страны, другой — за рубежом. Очень важно, что таким образом формируется “программа доверия” к качеству обучения в вузах-партнерах.
Сетевой университет был создан в 2008 году в виде консорциума. В его составе 22 вуза из 9 государств. Совместная подготовка магистров ведется по таким специальностям, как “Юриспруденция” в области международного права, “Международные отношения”, и по таким специализациям, как “Мировая политика”, “Менеджмент”, “Управление международными проектами”, “Международный менеджмент”, “Экономика”, “Международная торговля”, “Филология”, “Русский язык и литература”. За время работы Сетевого университета на совместные магистерские образовательные программы поступило более 300 человек.
Академическая мобильность студентов обычно развивается благодаря двусторонним программам вузов. Но они ориентированы на национальную компоненту принимающей страны и не учитывают общие геополитические интересы. Модель сетевого университета  по духу более интеграционная, она требует не только сближения учебных программ и материалов, но и согласования нормативно-правовых актов и создания международных правовых документов.
В 2010 году на факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова была открыта магистерская программа “Цифровые медиа и межкультурные коммуникации”, первыми студентами которой стали 11 человек из стран СНГ и Латвии. “Надеюсь, что обучение на магистерском курсе позволит вам повысить свой профессиональный уровень, а также найти актуальные формы цивилизованного общения, которых на сегодняшний день не хватает народам наших стран”, — отметил на встрече со слушателями программы исполнительный директор МФГС Армен Смбатян.
Еще один формат (наравне с магистерскими программами) развития студенческой мобильности, который поддерживает МФГС,   летние образовательные школы (так называемый третий семестр). Одна из них — Международная летняя школа молодых ученых-историков стран СНГ, которую четыре года подряд в разных странах Содружества проводят Институт всеобщей истории РАН и Международная ассоциация институтов истории государств-участников СНГ. Летний сезон 2012 года историки проведут на Украине, куда планируется пригласить также философов и социологов, чтобы расширить спектр профессиональных навыков будущих ученых, а также обсудить новый формат мероприятия — Школу гуманитарных наук, междисциплинарная программа которой должна придать межкультурному диалогу и гуманитарному сотрудничеству новое качество.
В Москве Школу для лидеров молодежных организаций государств-участников СНГ и Европы проводит Российский университет дружбы народов. Этот проект постепенно расширяет географию участников, приглашая молодых лидеров из Грузии и стран Балтии.
Школа молодого астрофизика дважды (в 2010 и в 2011 годах) проходила на Памир-Чаколтае по инициативе Академии наук Таджикистана, в прошлом году подключился Бюрокан по инициативе Национальной академии наук Армении. В дальнейшем школа будет втягивать в свою орбиту молодых астрофизиков и астрономов из разных стран.
Одним из наиболее успешных и популярных проектов МФГС стали Высшие курсы стран СНГ для молодых ученых, аспирантов и студентов по современным методам исследований наносистем и материалов “Синхротронные и нейтронные исследования наносистем (СИН-нано)”. Специалистам Национального исследовательского центра “Курчатовский институт” и Объединенного института ядерных исследований (Дубна) удалось организовать уникальный проект   в 2011 году. Высшие курсы СИН-нано вызвали настоящий ажиотаж: на одно место претендовали четыре человека. На курсы 2012 года (это будет уже пятое мероприятие) в Москву планируется пригласить в том числе самых активных участников прежних курсов (а это около 200 человек), чтобы с ними могли пообщаться “новобранцы СИН-нано”.
Новые проекты МФГС, которые также вызвали немалый интерес, — Школа молодого философа, проведенная Институтом философии РАН в России, Международная зимняя школа молодых дизайнеров “Инновационный промышленный дизайн” (Белоруссия), Международная киношкола для молодых кинематографистов стран СНГ и Балтии, Школа молодых журналистов стран СНГ (Белоруссия), Школа молодого эколога стран СНГ (Белоруссия).
Новый проект 2012 года — серия семинаров для молодых парламентариев и молодежных лидеров государств-участников СНГ, стран-членов Совета Европы, которые пройдут во время сессий Межпарламентской ассамблеи СНГ в Санкт-Петербурге и Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. Участники смогут овладеть навыками проведения международных встреч и переговоров.
Возвращение инженеров
Второе магистральное направление поддержки академической мобильности — развитие контактов среди преподавателей вузов. Здесь у МФГС два основных формата работы: стажировки (курсы повышения квалификации) и мастер-классы.
Одной из главных инициатив в этом направлении стал проект открытия дистанционного доступа к “Образовательным ресурсам для инженеров стран Содружества”, который обеспечит возможность дистанционного обучения по 56 учебным программам повышения квалификации по новым направлениям развития техники и технологий МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Исследование спроса образовательных услуг в СНГ показывает, что почти все страны остро нуждаются в инженерах. Но не каждая из них имеет возможность обеспечить качественную переподготовку и повышение квалификации по новым направлениям техники и технологий. Поэтому большим спросом пользуется российское образование.
Дефицит инженерных кадров сегодня ощущается практически во всех отраслях промышленности государств-участников СНГ. При этом переход на стандарты и регламенты, диктуемые внедрением ИT-технологий в производство, резко повысил уровень требований к подготовке таких специалистов. Очевидно, что здесь нужно создавать систему постоянного повышения квалификации. МФГС предложил решить эту задачу с помощью информационно-коммуникационных технологий, открыв для инженеров СНГ “точки дистанционного доступа” к общим образовательным ресурсам. Головной структурой проекта стал МГТУ им. Н.Э.Баумана, имеющий хорошие наработки в области дополнительного профессионального образования.
В 2011 году в рамках этого проекта была открыта “точка дистанционного доступа” к образовательным ресурсам на базе Ереванского госуниверситета. Это событие положило начало созданию сети трансфера образовательных технологий в странах Содружества — на сегодня аналогичные “точки доступа” к образовательным программам для инженеров работают в Белорусском национальном техническом университете и в Национальном техническом университете Украины “Киевский политехнический институт”. Апробация учебных программ в дистанционной форме показала большую заинтересованность технических университетов и других вузов стран СНГ в открытии “точек доступа” к образовательным ресурсам.
В МФГС уверены, что создание сети подобных “точек доступа” и развитие на их базе академической мобильности преподавателей инженерных специальностей уже в 2012 году позволят сформировать разветвленную систему переподготовки и повышения квалификации специалистов высокотехнологичных отраслей промышленности.
В конце 2012 года в Москве соберутся участники стажировок, прошедшие обучение при помощи “точек доступа”, из всех стран — участниц проекта на семинар-тренинг по метрологии, стандартизации и сертифицированию, а также на научно-практическую конференцию по дальнейшему развитию повышения квалификации для инженерных специальностей в СНГ.
Еще один проект для инженеров в 2011 году был реализован Московским авиационным институтом — конкурс и выставка молодых авиаконструкторов стран СНГ “Будущее авиации и космонавтики в СНГ”. МАИ собрал молодых авиамоделистов стран Содружества и предоставил им возможность показать свои действующие модели и проекты не только на летном поле МАИ в Тушине, но и на салоне МАКС-2011.
И, наконец, третье направление работы МФГС по развитию академической мобильности —    поддержка участия студентов, преподавателей, специалистов СНГ в мероприятиях в сфере образования и науки. За пять лет работы фонда прошли десятки научно-практических и образовательных конференций и семинаров, куда приезжали сотни участников из стран Содружества. И эти проекты тоже часть миссии фонда — помочь встретиться старым друзьям и коллегам, познакомиться с новыми лицами и идеями, просто поговорить на одном языке.
Языковые практики
МФГС уделяет большое внимание поддержке русского языка в странах Содружества. С 2006 года учебники русского языка и литературы для СНГ были изданы общим тиражом 76 410 экземпляров. Из них 48 тысяч экземпляров “Электронного учебника по русскому языку для стран СНГ (для взрослых)” распространил Российский университет дружбы народов.
В 2011 году фонд провел в Таджикистане ряд мероприятий по русскому языку — соответствующее решение было принято по итогам встречи президента этой страны Э.Рахмона и исполнительного директора МФГС А.Смбатяна. Российский университет дружбы народов при поддержке фонда также организовал курсы повышения квалификации учителей русского языка из национальных школ Таджикистана. Начиная с 2008 года МФГС помог подготовить для республики более 30 тысяч учебников по русскому языку и литературе для школ с русским языком обучения. Учебники созданы и апробированы Санкт-Петербургским госуниверситетом.
Оценив результаты работы по всем направлениям, эксперты МФГС пришли к выводу, что сегодня необходима разработка межгосударственной программы развития академической мобильности в сфере образования и науки для стран Содружества. Только активное общение позволит сохранить образование и науку, понять культуру и традиции, узнать друг друга и сделать шаг к конструктивному диалогу на благо каждой страны и СНГ в целом.

Елена ПОЛУШКИНА,
директор Департамента гуманитарной политики МФГС

Нет комментариев