Карта врастания. Крымские вузы осваиваются в высшей школе России. - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Карта врастания. Крымские вузы осваиваются в высшей школе России.

С первых дней возвращения Крыма в Россию наряду с интеграцией самого молодого региона страны в ее правовое, политическое, культурное пространство идет непростой процесс его “врастания” и в образовательную систему. Площадкой, на которой обсуждались связанные с этим вопросы, недавно стал Пятигорский государственный университет. Здесь состоялась конференция “Актуальные вопросы развития государственных и религиозных образовательных организаций Крыма и их взаимодействие с образовательными организациями других регионов Российской Федерации”. В ее рамках прошло заседание Совета ректоров Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) с участием полномочного представителя Президента Российской Федерации в СКФО, Героя России Олега Белавенцева, членов Совета, представителей государственных и религиозных образовательных организаций Республики Крым, государственных и общественных структур СКФО.
Светская составляющая
В сентябре 2014 года в Симферополе на совещании ректоров федеральных университетов был образован “Клуб десяти”, самым молодым членом которого стал Крымский федеральный университет (КФУ). Тогда было определено, что одним из направлений взаимодействия КФУ с Северо-Кавказским федеральным университетом (СКФУ) будет развитие сетевой магистратуры. Как сообщил на конференции проректор по воспитательной работе СКФУ Владимир Магин, сегодня реализуются уже 17 магистерских программ по 12 направлениям подготовки. С 2015-го по 2017 годы в рамках сетевого сотрудничества зачислены 213 магистрантов по таким направлениям подготовки, как биология, филология, психолого-педагогические специальности. “Сетевое взаимодействие позволяет нашим вузам создавать гибкие модульные синхронизированные образовательные программы, – отметил проректор. – Оно способствует академической мобильности студентов, их самостоятельности в создании собственной образовательной траектории”. 
Научное сотрудничество двух вузов сегодня особенно активно выстраивается в области биотехнологий пищевых продуктов. Совместные исследования ведутся в СКФУ научной школой под руководством академика РАН Андрея Храмцова. В нынешнем году СКФУ и КФУ заключили соглашение по реализации крупного проекта, связанного с созданием высокотехнологичного производства лактозы для фармацевтической и пищевой промышленности. Все активнее контактируют друг с другом студенческие и общественные организации университетов. 
Владимир Магин обозначил несколько перспективных направлений сотрудничества, актуальных для Крыма и Северного Кавказа. Среди них – подготовка кадров туристско-рекреационных кластеров, которые развиваются в обоих регионах, инклюзивное образование, успешный опыт развития которого есть и в КФУ, и в СКФУ, расширение внеучебного взаимодействия. 
– Прежде чем что-то создать, надо изучить имеющейся опыт, – считает заместитель проректора по академической и административной деятельности КФУ доктор экономических наук, профессор Геннадий Ротанов. – Естественно, что в ходе организации и становления КФУ мы обратились к опыту коллег других регионов России. Учитывали два критерия: количество обучающихся, а также разнообразие и количество структурных подразделений в университете. С точки зрения методологии внедрения российских образовательных стандартов, хозяйственно-финансовой деятельности, распределения полномочий между ректоратом и структурными подразделениями многое взяли у РУДН, Санкт-Петербурского государственного и Приволжского (Казанского) федерального университетов. С опытом СКФУ до сегодняшнего дня были знакомы в меньшей степени, хотя определенные связи уже появились. В ближайшее время ситуация изменится, и тому есть несколько причин. Во-первых, масштаб, сложность и разновекторность проблем в наших регионах схожи, что ярко подтвердил обстоятельный разговор на этой конференции. Во-вторых, в руководство КФУ пришли специалисты из СКФУ, в частности, проректор по образовательной деятельности. В наше время личные контакты, связи, наработки имеют большое значение.
Широкое поле для сотрудничества у крымских вузов определилось и с Пятигорским государственным университетом (ПГУ). Направления взаимодействия стали прорисовываться предметно во второй день конференции, когда к разговору подключились руководители факультетов и кафедр ПГУ. Так, коллеги из Крымского инженерно-педагогического университета (КИПУ) очень заинтересовались богатым опытом пятигорчан в подготовке психологов. “К нам в 2017 году поступила девушка из Севастополя, – рассказала заведующая кафедрой психологии личности и профессиональной деятельности доктор психологических наук, профессор Светлана Хребина. – Изучает психологию служебной деятельности. Два года уговаривала родителей, чтобы одобрили ее намерение получить именно эту специальность. И уговорила!” То, что потребность в таких специалистах очень высока, доказал первый же выпуск психологов этого направления, состоявшийся в 2016 году. Вчерашние студенты начали работать в правоохранительных органах. Психологи нужны сегодня дошкольным, образовательным учреждениям, органам управления, различным компаниям. Все выпускники ПГУ владеют иностранными языками, а это существенный бонус при трудоустройстве. К примеру, одну из выпускниц сразу же пригласили на работу в футбольный клуб Краснодара. Востребован также опыт ПГУ в подготовке лингвистов, языковедов, филологов, но особенно в изучении иностранных языков. Все эти направления есть и в КФУ, и в КИПУ. Наработки пятигорчан станут хорошим подспорьем в дальнейшей работе крымчан. 
Дорога с двухсторонним движением
Взаимодействие вузов полуострова с коллегами Северного Кавказа – дорога с двухсторонним движением. Это подчеркивали все участники встречи. Геннадий Ротанов отметил, что искусственно переносить опыт одного вуза в другой неконструктивно, – надо брать лучшее, адаптируя к местным условиям. 
В состав КФУ, например, вошли Таврическая академия (классический университет), Медицинская академия, Академия биоресурсов и природопользования, Институт экономики и управления, Гуманитарно-педагогическая академия и Академия архитектуры и строительства. Такого сочетания разноплановых вузов и направлений деятельности, пожалуй, в России больше и нет. И каждый имеет свою историю и богатейшие традиции. В стенах этих вузов работали нобелевские лауреаты Игорь Тамм, Илья Франк. Среди выпускников – Игорь Курчатов. Ректором Таврической академии был Владимир Вернадский – его имя КФУ носит сегодня. Наконец, знаковая фигура не только для Крыма Валентин Войно-Ясенецкий, святой Лука, человек, имеющий огромные заслуги в области теологии, богословия, и в то же время профессор медицинского университета, практиковавший хирург, светило в области анестезиологии, гнойной хирургии. Согласитесь, база, на которой развивается КФУ сегодня, уникальна. 
Или взять КИПУ… Созданный для обеспечения кадрового потенциала народов, возвращающихся из мест депортации, прежде всего крымско-татарского, выполняя эту миссию, вуз ведет большую работу по развитию языка, традиций, культуры, народного искусства. Задачи, которые этот университет решает, понятны и близки вузам Северного Кавказа. Это ли не поле для сотрудничества! 
Чтобы упорядочить процесс взаимодействия, повысить его эффективность, председатель Совета ректоров СКФО, ректор ПГУ Александр Горбунов предложил разработать развернутую программу – дорожную карту. Предложение нашло отражение в итоговой резолюции. 
Религиозное образование 
– И Северный Кавказ, и Крым – самые многонациональные регионы России, – отметил в своем выступлении на заседании Совета ректоров СКФО полпред Президента РФ в округе, Герой России Олег Белавенцев. – Только взаимное уважение, объединение людей разной конфессиональной принадлежности ведут к процветанию и благополучию. Поэтому перед религиозными организациями стоит задача уделять самое серьезное внимание прежде всего вопросам патриотического воспитания, образования, повышения квалификации действующих религиозных деятелей и подготовки новых кадров. Наша духовная безопасность зависит от того, кто и как будет преподавать религиозные и мировоззренчески ориентированные предметы в образовательных учреждениях. 
На этом пути очень важно взаимодействие государственных и религиозных организаций, считает председатель Совета ректоров СКФО, ректор ПГУ Александр Горбунов. К примеру, на Северном Кавказе реализуется “Комплексная программа развития сферы религиозного образования”, в которую включены вузы Ставропольского края, Чеченской республики, Кабардино-Балкарии, Дагестана. Задача государства – выстроить структуру полноценного исламского образования, вплоть до магистратуры и аспирантуры, на основе федеральных и лучших мировых образовательных стандартов. 
Надо дать возможность исламской молодежи получить образование как в религиозных, так и светских вузах на основе федеральных стандартов по таким направлениям, как теология, востоковедение, педагогика, философия, психология, юриспруденция, религиоведение, менеджмент, журналистика, история – с включением исламского компонента. 
Сегодня, например, теология как дисциплина допущена Мин-обрнауки для преподавания в госвузах. Однако опыт ПГУ показывает, что теологическое направление должно развиваться в общем русле концепции вуза, модели поликультурного гражданского общества и профессионального сообщества, основанной на общероссийских духовных ценностях. 
В ходе заседания было предложено начать работу по повышению квалификации и переподготовке религиозных деятелей Республики Крым. Площадкой может выступить Пятигорский госуниверситет. Причем к этой работе, как считают участники встречи, было бы целесообразно привлечь РАН и Российскую академию образования. Намечены также пути взаимодействия религиозных организаций полуострова, вузов Крыма с коллегами Северного Кавказа. 
Станислав ФИОЛЕТОВ
Фото автора и Константина Бабаларова, пресс-служба ПГУ

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2