На большом болоте

Ученые Томского госуниверситета (ТГУ) расширяют свои исследования на территории Васюганского болота — крупнейшего в мире, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса. В конце 2017 года под эгидой научного центра САЕ “TSSW: Сибирский институт будущего” была создана новая стационарная база — “Васюганская”. Она вошла в цепочку исследовательских станций ТГУ, соединяющих юг и север Западной Сибири.

“Васюганское болото — уникальный объект, который выполняет важную биосферную функцию — регулирует глобальные климатические процессы. Не случайно ему присвоен статус заповедника федерального значения, — рассказал научный сотрудник лаборатории биогеохимических методов исследований и дистанционных методов мониторинга окружающей среды ТГУ (BIO-GEO-CLIM) Сергей Воробьёв. — Ни один другой водный объект, за исключением морей и Мирового океана, не имеет столь значимого влияния на формирование климата планеты, поэтому важно понимать, как функционирует эта экосистема”.

На новой исследовательской площадке планируется установить базовые автоматические станции мониторинга природных процессов. Датчики будут фиксировать стандартные климатические и биогеохимические показатели: атмосферное давление, температуру, влажность, солнечную радиацию, скорость и направление ветра, содержание кислорода, углекислого газа, температуру и влажность почв, мощность снежного покрова.

Новое оборудование ТГУ рассчитано на сравнительный анализ информации о двух крупнейших экосистемах: Васюганского болота и территории островного распространения многолетней мерзлоты в Западной Сибири.