С симпатией об Ипатии

Кусок породы внеземного состава, найденный в Египте, содержит уникальные для Солнечной системы соединения. С подробностями — Popular Mechanics; Tech Times.
Анализ состава небольшого камушка из Ливийской пустыни показал, что этот богатый алмазными включениями кусок породы не только имеет внеземное происхождение, но и содержит соединение, которое возникло до формирования Солнца. Камень, составляющий в диаметре несколько сантиметров и расколовшийся на еще более мелкие фрагменты, был найден в 1996 году Али Баракатом (Aly Barakat) из Египетской геологической службы (Egyptian Geological Survey) при изучении уникальных стеклянных полей Ливийской пустыни и изначально определен как результат столкновения Земли с метеоритом, которое произошло около 28 миллионов лет назад. Дальнейшие исследования подтвердили его внеземное происхождение, а камень получил название Ипатия — в честь древнего астронома Ипатии Александрийской. Входящие в его состав микроминералы не встречаются нигде на нашей планете, не обнаруживали их и в изученных метеоритах. Никогда из Солнечной системы не прилетало ничего, что было бы похоже на Ипатию. О результатах исследования уникального объекта геологи Йоханнесбургского университета (University of Johannesburg) сообщили в журнале Geochimica et Cosmochimica Acta. Одна из особенностей внеземной породы, обнаруженной в Египте, заключается в том, что она не содержит силикатных минералов. Силикаты преобладают в хондритных метеоритах — старейших и самых примитивных минералах Солнечной системы — а также на планетах Марс, Венера и Земля. В то же время в булыжнике из Ливийской пустыни нашли алюминий в чистом металлическом виде, что для Солнечной системы большая редкость, редкий минерал класса природных карбидов муассанит, а также неожиданную форму фосфида серебра. Еще среди экзотичных компонентов Ипатии — соединение никеля с фосфором, но без железа, никогда прежде не встречавшееся ни на Земле, ни в метеоритах.
Химический состав Ипатии опровергает представления о Солнечной системе как о результате преобразований в огромном однородном облаке межзвездной пыли, или солнечной небулы. Противоречит он и моделям планетообразования, которые предполагают, что вещество было равномерно рассеяно по протопланетному диску. По словам одного из исследователей Ипатии — Йена Крэмерса (Jan Kramers) — которые приводит издание Tech Times, если этот камень не старше Солнца, то его свойства подразумевают, что солнечная небула не была однородной, а это ставит под сомнение всю общепринятую идею формирования Солнечной системы. “Из-за отсутствия силикатов Ипатия занимает среди производных межпланетных пылевых частиц обособленное положение, отличаясь также от известного кометного вещества. И этот факт наряду со смешанной внутренней материнской породой указывает на высокую степень гетерогенности ранней солнечной небулы”, — отмечают авторы.