Место не пусто. Марсианскую миссию вывезет российская ракета.

Совет Европейского космического агентства принял решение о продолжении финансирования той миссии проекта ExoMars, которая должна быть запущена в 2016 году. Речь идет о телекоммуникационном орбитальном аппарате и газовом анализаторе атмосферы Марса, а также о посадочном модуле. Запуск будет осуществлен на российской ракете “Протон” вместо американской “Атлас”. Участие России предполагается и в следующей миссии проекта, намеченной к запуску на 2018 год и объединяющей марсоход и еще один спускаемый посадочный аппарат.
Комментируя перспективу российских исследований Марса и окрестностей в интервью РИА “Новости”, директор Института космических исследований РАН академик Лев Зеленый отметил, что участие России в проекте ExoMars не отменяет необходимости повторения проекта “Фобос-Грунт”, потерпевшего неудачу в конце прошлого года.
 Он напомнил, что многие неудачные поначалу планетные миссии в конце концов достигали успеха, как, например, американский Mars Polar Lander. Ученый отметил также, что часть приборов с “Фобос-Грунта”, предназначенных для исследования Марса, может быть поставлена на ExoMars.
Почти одновременно с решением Европейского космического агентства о продолжении проекта ExoMars с участием России пресс-служба Института космических исследований сообщила о том, что на борту американского марсохода Curiosity  было проведено первое включение российского нейтринного детектора ДАН, который поможет ученым узнать, как на планете протекали гидрологические процессы и менялось содержание воды в разные геологические эпохи. “С борта научно-исследовательской межпланетной автоматической станции НАСА Mars Science Laboratory (MSL) была получена первая телеметрическая и научная информация с российского прибора ДАН, которая сейчас поступила на обработку в ИКИ,” — сообщает РИА “Новости”.  Прибор ДАН включает в себя импульсный нейтронный генератор   для облучения приповерхностного слоя планеты нейтронами высоких энергий, которые замедляются в веществе и образуют поток вторичного нейтронного излучения. Этот поток зависит от состава вещества поверхности. Основная цель проекта MSL — изучение состава вещества в марсианском кратере Гейла для проверки гипотезы о возможности существования на раннем или современном Марсе примитивных форм жизни.

Марина Астрова