Добрыми словами. Глава государства ободрил главу РАН.

После состоявшейся встречи с Владимиром Путиным президент РАН Александр Сергеев собрал пресс-конференцию, на которой подробно рассказал, о чем именно шла беседа с главой государства.

“Вопросы, которые обсуждались с Владимиром Владимировичем Путиным, касались как состояния самой РАН, так и в целом развития всей российской науки”, — сообщил А.Сергеев. В первую очередь говорили о новых задачах, стоящих перед научным сообществом, об активизации работы академии по ряду направлений.
Одно из них — координация Академией наук работ по реализации Стратегии научно-технологического развития России. Второе, что интересовало В.Путина, — как РАН осуществляет разработку и актуализацию программ фундаментальных исследований и как государственное задание доводится до академических институтов.
Еще одним важным моментом беседы стало обсуждение способов взаимодействия РАН с органами власти — сегодня оно “только информационное, что мало пригодно для Стратегии развития”. Шла речь и о научной дипломатии в современных — совсем не простых — геополитических реалиях. Глава РАН подчеркнул, что в этом плане на науку возлагаются большие надежды. Разговор с президентом страны коснулся также роли Российской академии наук в вопросах укрепления обороны и безопасности. 
Как отметил руководитель РАН, сегодня юридический статус РАН как федерального государственного бюджетного учреждения недостаточен для того, чтобы корректно выполнять стоящие перед академией задачи. “Владимир Владимирович это понимает”, — подчеркнул А.Сергеев и объявил, что в ближайшее время будет скорректирован закон №253 о реорганизации РАН. Над этим уже трудятся юристы академии и Администрации президента России.
Внесение поправок в действующий закон — только первый этап в повышении статуса РАН. Вторым станет подготовка нового закона о Российской академии наук, в соответствии с которым она получит принципиально новый особый статус.
— Параллельно разрабатывается закон “О научной, научно-технической и инновационной деятельности”, — подчеркнул академик, — все это необходимо правильно состыковать. 
Беседовали президенты о ситуации в академических институтах, о том, какая судьба ждет собственность этих учреждений. В.Путин заверил главу РАН в том, что “мораторий будет и дальше продлеваться” и при этом распространяться на собственность не только академических институтов, но и недвижимость самой академии, которой, по словам А.Сергеева, “осталось немного”.
— Далее говорили в целом о российской науке и ее проблемах, — рассказал Александр Михайлович. Не был обойден стороной и вопрос финансирования, ведь бюджет ФАНО на 2018 год увеличен почти на треть по сравнению с 2017 годом. 
Казалось бы, благое дело — в соответствии с майским указом президента страны должны быть довольно существенно увеличены зарплаты научных сотрудников, но в зависимости не от вклада ученого или его института в научное развитие, а от среднего уровня зарплаты по региону. “Тут сразу же начались “непонятки”, — посетовал А.Сергеев. — Как поступить правильно и эффективно?” 
Президент РАН пояснил, что такая формулировка, как “научный сотрудник”, касается только тех работников, которые находятся на соответствующих должностях, а как быть с завлабами, руководителями отделов? Кроме того, прямое применение указа, по мнению главы РАН, “дает сильные региональные диспропорции”. Так, например, московские институты в 2018 году должны получить на одного научного сотрудника прибавку до 1 млн рублей, в Санкт-Петербурге — 600-700 тысяч, в Новосибирске — 150 тысяч, в Перми — 40 тысяч, а в Карачаево-Черкесии и Ярославле — 0 рублей!
— Мы же не хотим, чтобы все ученые съехались в Москву! — воскликнул Александр Сергеев. 
Удалось обсудить и состояние материально-технической базы академических институтов, которая, как известно, сильно устарела. “Владимир Владимирович это понимает, — пояснил А.Сергеев, — но было важно заострить на этом внимание”.
По словам А.Сергеева, в последние годы в институтах РАН не происходит никаких крупных обновлений научного оборудования. Ведущие университеты получили средства на переоснащение, Сколковский институт науки и технологий имеет поддержку для этих целей, РАН — нет. 
По мнению А.Сергеева, наука должна стать реальной производительной силой и вывести экономику страны из разряда “сырьевых”. Поэтому беседа президентов коснулась, как выразился глава академии, и “долины смерти” между фундаментальными и прикладными работами. Говорили о том, как усилить “поисковое” звено и сделать науку оплотом производства. В связи с этим, по мнению А.Сергеева, можно подумать о льготном налогообложении крупных корпораций, готовых вложиться в научные исследования.
Отвечая на вопросы журналистов, Александр Сергеев прокомментировал предложения о возможности создания Министерства науки и высшего образования России. По его мнению, они имеют смысл, но есть опасность, что в этом случае академическую науку могут разделить между университетской и отраслевой.
Александр Михайлович также оценил отношения РАН и ФАНО. “Мы не во всем единомышленники, но сейчас работаем вместе, — сказал он. — Эта совместная работа еще не исчерпала свой потенциал. Мы должны выстраивать конструктивные отношения с Федеральным агентством”. Самое главное — по мнению Александра Михайловича — именно РАН должна формировать госзадание для институтов. 
— Я видел хорошее настроение президента, — подытожил Александр Сергеев. — Он очень активно реагировал, спрашивал и говорил добрые слова.
Андрей СУББОТИН
Фото с сайта kremlin.ru

Нет комментариев