Поиск - новости науки и техники

Ловцы людей. Венчурный бизнес делает ставку на энтузиастов.

Бесценными секретами ведения венчурного бизнеса недавно поделились с молодыми российскими предпринимателями в области высоких технологий резиденты Силиконовой долины Джеффри Баер и Джон Файбер. Телемост с успешными американскими венчуристами состоялся в рамках образовательного проекта Knowledge Stream в московском центре Digital October.
На счету американских предпринимателей – два десятилетия инвестирования в венчурные проекты. В настоящее время Баер, биохимик по образованию, – член советов директоров шести портфельных компаний одного из ведущих венчурных фондов США US Venture Partners, а специалист в области компьютерных наук Файбер – управляющий партнер фонда Mohr Davidow, его инвестиционные интересы связаны с выводом на глобальные рынки развивающихся технологий.
Лекция в Digital October была посвящена самым актуальным вопросам инвестирования в новые проекты. Разговор шел о том, как оценить команду компании-стартапа, предполагаемый рынок распространения продукта. Говорили американские участники телемоста о рисках, о самых распространенных ошибках начинающих венчуристов и о подстерегающих их на каждом шагу соблазнах. И все же главная ценность телемоста состояла в том, что американские предприниматели поделились своими прогнозами относительно того, какие технологии и продукты являются сегодня наиболее востребованными рынком и инвесторами.
Одна из перспективных областей для приложения сил молодых талантов лежит в области информационных технологий и связана с обработкой больших массивов данных. Без нее данные остаются только данными, а не ценной информацией.
– Если вы получили образование в области математики или математической статистики или связаны с точными науками, то это отличная специализация для того, чтобы преуспеть в разработке алгоритмов обработки данных, – считает Джон Файбер.
Вообще, американцы весьма положительно (и уважительно) отзывались о российских программистах, и  в особенности о математиках. По их словам, большое количество стартапов испытывают потребность в специалистах именно с такими знаниями и навыками.
Где же можно использовать этот ценный капитал? Возможно, это и покажется странным, но американские венчуристы не считают популярными направлениями суперкомпьютерные вычисления и облачные технологии.
– Каждый раз, отправляясь на обед, я с соседних столов слышу слово “облако”, – говорит Баер. – Я сразу хочу предупредить, что никто этого слова не понимает. Говорят “облачные вычисления”, говорят “cloud”, а подразумевают совершенно разные вещи.
Другое дело – защита информации, конфиденциальности данных. Эти области по-прежнему остаются актуальными и для мелких, и для крупных организаций.
Компании сейчас очень часто позволяют своим сотрудникам приносить на работу собственные смартфоны и другие устройства, использовать их для работы. А как контролировать, какие приложения стоят на смартфонах сотрудников, все ли они безвредны? Что можно сделать, чтобы какой-то обиженный руководством работник не стал фотографировать конфиденциальную информацию и рассылать ее конкурентам? “Это серьезная проблема, острота которой с годами не уменьшится”, – считает Джеффри Баер.
По словам Джона Файбера, информационные директора самых разных организаций сейчас очень обеспокоены тем, что происходит в области безопасности. Они готовы к изменениям, к разговорам с молодыми компаниями, которые помогут решить сложившиеся проблемы.
– Если у вас есть идеи в области информационной безопасности, то они откроют вам очень хорошие перспективы, – подкинул венчурист идею собравшимся.
Еще одно быстроразвивающееся направление – “зеленая” энергетика, хотя нужно помнить, что минимальный срок окупаемости проектов в этой области – около 10 лет. Конечно, трудно конкурировать с привычными и по-прежнему востребованными энергоносителями, но если удастся найти какую-то идею, которая кардинально взорвет рынок и изменит правила его работы, то успех гарантирован.
Теперь о том, как венчуристы выбирают компанию, с которой им будет интересно работать.
– Бывало так, что мы вкладывали деньги в идею, – говорит Джеффри Баер. – Приходили нормальные ребята, с энтузиазмом рассказывали про свой проект и признавались, что у них нет ответа вот на эти 54 вопроса, но они предполагают со временем их отыскать.
По мнению Баера, в венчурном бизнесе есть извечная проблема: вы делаете ставку либо на людей, либо на рынки. Выбирая между двумя полюсами, нужно понимать, что рынок великую компанию не создаст. А вот талантливые и яркие люди все их практически и основали.
И еще один совет начинающим стартаперам из уст гуру: “Не пытайтесь запудрить мозги своим инвесторам. Честно признавайтесь, где вам понадобится помощь, поддержка, говорите, есть ли какие-то темы, в которых вы не чувствуете себя уверенно”.
По словам Файбера, серьезному инвестору важно увидеть энтузиазм молодого предпринимателя, понимание стоящих перед ним проблем. К такому человеку, как правило, относятся с гораздо большим доверием и симпатией.
– Но если перед нами начинают юлить и рассказывать сказку про белого бычка, таким людям мы, понятное дело, денег не дадим, – делится американец.
Немаловажны и вопросы оценки предполагаемого рынка. Сколько нужно денег, чтобы вывести товар к потребителю? Какова модель распространения продукции? Для предпринимателя, по мнению Файбера, очень важно “выбраться из собственного кокона” и потратить время на изучение рынка, даже если он считает, что сам является его частью. Как ни странно, предприниматели, с которыми приходилось иметь дело американским венчуристам, на вопрос, что их больше всего удивило в первые три года работы в компании, неизменно отвечали, что это необходимость проводить много времени, встречаясь с клиентами.
Высказывались на встрече и парадоксальные, на первый взгляд, суждения. По мнению заокеанских бизнесменов, патентная защита – далеко не главный вопрос в венчурном бизнесе.
– Мы понимаем, что изобретателю интересно поиграть со своей игрушкой, придумать и сделать прототип. Но не тратьте много времени на это. На современном рынке побеждают те, кто первым приходит к клиенту. Пусть даже с бета-версией. Главное – успеть вовремя, – напутствовал Файбер аудиторию.
Джеффри Баер озадачил еще больше: “Деньги – это наименее важный параметр в новом бизнесе. Денег в мире полно. Нет, конечно, хочется понять, сколько средств потребуется вложить в реализацию вашего проекта, но не это главное”. Главное, по мнению Файбера, – убедить венчурного капиталиста, а затем и клиента, что ваша концепция имеет право на существование.
При этом ясно, что большие привлеченные деньги часто отображают большую уверенность инвесторов, но очень часто они же просто-напросто “разъедают” компанию. Существует масса примеров, когда хорошие компании строились в режиме “затянутых поясов”. Их руководство с большой осторожностью относилось к любым привлекаемым деньгам. Почему? Ответ такой: получая много денег, компании начинают спустя рукава принимать ответственные решения, берут на работу кого попало и в итоге загибаются. “Вам нужно привлекать ровно столько денег, сколько требуется для достижения успеха, и, пожалуйста, помните, что привлечение средств на невыгодных условиях гораздо вреднее для вашего бизнеса, чем работа с затянутым поясом!” – делился опытом Файбер.
Если уж зашла речь о приеме на работу, то предпринимателям, руководителям молодых компаний следует помнить, что не стоит брать “середнячков” в расчете на то, что они “подрастут”, выучатся. В этом вопросе американцы категоричны: “Это не тема для компромисса, это путь в никуда. На работу нужно брать только лучших! В маленькой компании даже один человек существенно увеличивает суммарную интеллектуальную мощь коллектива, поэтому так важна при подборе сотрудников абсолютная принципиальность”.
Та компания, которой удастся собрать команду выдающихся специалистов, приобретет своего рода “иммунную систему”, которая просто не позволит сотрудникам работать плохо. Высококачественные специалисты будут всячески противиться приходу слабых.
– Ну, а если вы все же видите, что человек “не тянет”, кадровые решения нужно принимать сразу. Это не та ситуация, когда можно повременить. В конечном итоге компания вам скажет спасибо за этот выбор, – уверены американские профессионалы.

Светлана Беляева
Фото с сайта digitaloctober.ru

Нет комментариев