Больше жизни!

В нашей Галактике могут находиться миллиарды потенциально обитаемых планет, считают астрономы, анализирующие наблюдения наземного телескопа в чилийской Обсерватории Ла-Силья. С подробностями — журнал Astronomy&Astrophysics.
40% из 160 миллиардов звезд — красных карликов, населяющих Млечный путь, могут быть окружены планетами, которые обращаются вокруг них на расстоянии, допускающем присутствие на планетах необходимой для жизни жидкой воды. Об этом пишут в недавнем номере журнала Astronomy&Astrophysics европейские исследователи под руководством Хавьера Бонфилса (Xavier Bonfils) из Обсерватории по изучению Вселенной в Гренобле (Observatory of Sciences of the Universe of Grenoble), Франция. Красные карлики — самый распространенный тип звезд в нашей Галактике, их в Млечном пути около 80%, они на 2000 градусов Цельсия холоднее и на одну треть меньше Солнца, а живут дольше. Если предположение астрономов верно, то Млечный путь несет десятки миллиардов планет в так называемых обитаемых зонах этих звезд. Группа Бонфилса работает в одной из крупнейших в мире астрономических обсерваторий — Обсерватории Ла-Силья в Чили, принадлежащей Европейской южной обсерватории. На одном из ее телескопов установлен спектрограф HARPS, который определяет лучевые скорости звезд с высокой точностью, что позволяет ему обнаруживать легкие планеты с массой порядка нескольких масс Земли. Благодаря наблюдениям телескопа с этим спектрографом за последнее время было выявлено более 50 планет вне Солнечной системы — экзопланет. Они дополнили ряд подобных открытий космической обсерватории — телескопа Kepler, который был запущен НАСА три года назад.
Комментируя подсчеты европейских коллег для Discovery News, научный руководитель проекта Kepler Уильям Боруцки (William Borucki) из Исследовательского центра Эймса (Ames Research Center) при НАСА отметил, что он совершенно не удивлен тому, что в чилийской обсерватории открыто такое количество планет в обитаемой зоне. Однако Боруцки считает чрезмерным допущение, что вокруг красных карликов вращается столь большое количество каменных, землеподобных, планет — а это необходимое условие для того, чтобы они были по-настоящему обитаемыми. “Я потрясен тем, что они считают эти планеты каменными. Я не вижу никаких причин допускать такое”,- говорит ученый. Технические возможности спектрографа HARPS позволяют по колебаниям излучения звезд судить лишь о размерах планет и их удаленности от светил, но не о плотности. Свои ограничения существуют и у Kepler, который отслеживает прохождение экзопланет мимо звезд, когда те оказываются на линии видимости космического телескопа. “У каждого метода есть свои сильные и слабые стороны, ни один из них не совершенен, ни один не даст ответов, которые вы хотели бы получить”, — отмечает Боруцки. Но если совместить оба метода, то можно уточнить и размеры планет, и объемы, что позволит получить их приблизительную плотность. И только после этого можно судить о составе этих тел. В то же время европейские ученые подсчитали, что газовые планеты вроде Сатурна и Юпитера вокруг красных карликов должны встречаться редко, более высока вероятность присутствия сверхземель, планет, чей диаметр в несколько раз больше диаметра Земли.