Решить нерешаемое. Молодые ученые способны на нестандартные шаги.

В канун Дня российской науки Объединение им. Гельмгольца провело традиционные Российско-Германские зимние чтения Helmholtz Wintergespräche. Их тема была обозначена так: “Поддержка молодых ученых как один из главных факторов развития интернационализации в науке”. По замыслу организаторов, это ежегодное мероприятие должно выполнять роль “стратегической платформы” для обмена мнениями среди российских и германских экспертов в области науки, образования, политики и экономики. При этом основная цель, которой служат Helmholtz Wintergespräche, — расширение и укрепление российско-германского научно-образовательного диалога. Каждая встреча этого формата посвящена определенному аспекту двустороннего сотрудничества и направлена на развитие новых совместных проектов. С 2017 года Helmholtz Wintergespräche проходят под патронатом помощника Президента РФ Андрея Фурсенко (на центральном снимке) и федерального экс-министра образования и исследований Германии, ныне — вице-президента Бундестага госпожи Эдельгард Бульман. Участником панельной дискуссии Российско-Германских зимних чтений стал и заместитель министра образования и науки РФ Григорий Трубников (на верхнем снимке в центре).

Открывало встречу видеопослание президента Объединения им. Гельмгольца профессора Отмара Вистлера. В нем отмечалось, что поддержка международного сотрудничества и работа с молодыми учеными — основополагающие темы для немецкого научного фонда. В Германии в прошлом году разработана и принята рассчитанная до 2022 года Стратегия интернационализации, и в ее рамках определяются новые подходы для кооперации с важнейшими партнерами по всему миру, в число которых входит и Россия. Особую роль в реализации Стратегии, по словам О.Вистлера, играют молодые научные кадры, которые необходимо вовлекать в международное взаимодействие, чтобы активизировать контакты между нашими странами. 
— Такие инициативы, как международные исследовательские школы или взаимодействие крупных ученых, — это важнейшие инструменты, которые имеют приоритетное значение, — подчеркнул глава Объединения им. Гельмгольца. Наиболее яркими примерами российско-германского научного сотрудничества являются, по мнению О.Вистлера, совместные работы по созданию установок mega-science: коллайдера NICA в подмосковной Дубне, исследовательского реактора ПИК в Гатчине, Европейского центра по исследованию ионов и антипротонов (FAIR) в Дармштадте, Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах (XFEL) в Гамбурге. 
Аналогичная стратегия по интернационализации науки разрабатывается и российским правительством. Участники российско-германской встречи в ходе круглого стола обсудили ее возможные аспекты и перспективы. Впрочем, выносить на широкую аудиторию результаты обсуждений не стали, ограничившись замечаниями о том, что такая программа нужна.
Одним из итогов 2017 года была разработка дорожной карты российско-германского сотрудничества в области науки, образования, инноваций. Перед началом Helmholtz Wintergespräche-2018 эксперты с обеих сторон обсуждали конкретные шаги по ее реализации. Григорий Трубников поделился с корреспондентом “Поиска” своим видением ситуации. 
— Готовится документ, в котором мы хотим отодвинуть горизонт планирования, сделать так, чтобы программа дорожной карты была рассчитана лет на десять. В ней будут отражены наши симметричные взаимные интересы. Мы определили четыре основных области взаимодействия. Речь идет об исследовательских проектах mega-science, программах академических обменов в области исследовательских инфраструктур, двусторонних проектах по совпадающим приоритетным направлениям исследований, которые будут профинансированы в серьезном объеме. Четвертой областью должны стать обмен учеными и взаимная помощь в организации практик. Здесь мы имеем в виду новые линейки грантов, новые инструменты грантов, новые структурные объединения или инициативы. Например, О.Вистлером была сформулирована очень хорошая инициатива по созданию Объединенного российско-германского молодежного совета. Это своего рода “малая академия”, которая позволяет активнее взаимодействовать молодым ученым двух стран. 
О научной молодежи на встрече говорили много, с ней связывали большие надежды практически все выступающие. 
— Мы поддерживаем молодых ученых не за их возраст — они уже не дети, чтобы вокруг них создавать тепличные условия. Они — ответственные люди. И наши надежды связаны с тем, что они имеют возможность взглянуть на традиционные вещи по-новому. Те вопросы, которые в нашем представлении решить невозможно, либо их методы решения давно определены, молодые люди зачастую могут оценить совсем по-другому. Им под силу решить нерешаемое, они способны на нетрадиционные, нестандартные шаги. К тому же они в большей степени, чем люди моего поколения, открыты миру, для них не существует границ, которые знали мы, — отметил Андрей Фурсенко.
Один из таких ученых с нестандартным мышлением, новоиспеченный лауреат премии президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2017 год Максим Никитин (на нижнем снимке), стал ведущим панельной дискуссии Helmholtz Wintergespräche. Максим — кандидат физико-математических наук из МФТИ, где разрабатывает методы и материалы для принципиально нового направления в медицине — тераностики — но на российско-германской встрече он задавал экспертам и гос-тям вопросы о том, каким должно быть участие молодежи в управлении наукой и, собственно, в исследованиях. Большинство участников дискуссии сошлись на том, что, хотя молодые исследователи (студенты университетов, аспиранты, постдоки) — это “хребет науки”, их можно и нужно активнее привлекать к решению вопросов научной политики.
На вопрос о том, какие вызовы стоят сегодня перед наукой, Григорий Трубников ответил, что один из главных напрямую связан с талантливой молодежью: как привлечь ее в науку, как удержать? По мнению замминистра, “молодые талантливые головы — это самый дорогой ресурс на Земле”, но сегодня существует очень много соблазнов, уводящих в сторону от науки. По словам замминистра, многие молодые хотят видеть результаты своего труда не только в области фундаментальных исследований, но и в виде быстрых прикладных применений. На это должна реагировать промышленность — активным участием в создании крупной исследовательской инфраструктуры, которая спосообна стать местом притяжения и “колоссальным источником” талантливых людей. Через 5-7 лет они, сделав свой вклад в науку, могут успешно перейти на работу в крупные коммерческие проекты, а также в перспективные стартапы, подытожил Григорий Трубников.
Светлана БЕЛЯЕВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев