Общие риски

Пять основных психических заболеваний имеют общую генную активность в головном мозге. Новые данные получены в очередном масштабном исследовании. Об этом сообщает Sciencemag.org.
Несмотря на широкую распространенность, биологическая природа большинства психиатрических расстройств остается загадочной. Пять лет назад в масштабном международном исследовании было установлено, что пять основных психических заболеваний — шизофрения, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, биполярное аффективное расстройство и большое депрессивное расстройство — имеют общие генетические факторы риска. Недавно группа Майка Гэндала (Mike Gandal) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles), проанализировав большое количество посмертных образцов мозговой ткани, выявила четкие молекулярные признаки душевных болезней. В журнале Science калифорнийские ученые сообщили о том, что пять основных психических расстройств отличают особенности генной активности, которые часто перекрываются, но в то же время имеют специ­фику — в некоторых случаях парадоксальную — в зависимости от конкретного заболевания. По словам авторов, это открытие может привести к созданию диагностических тестов, которых в настоящее время не существует, кроме того, оно уже инициировало клинические испытания нового метода лечения избыточной активности клеток головного мозга при аутизме. Независимые эксперты,  среди них и Кеннет Кендлер (Kenneth Kendler) из Университета Содру­жества Виргинии (Virginia Commonwealth University) в Ричмонде, назвали публикуемые результаты важной вехой в развитии психиатрии.
Генетическую природу ментальных расстройств ученые подозревали давно. Но даже в 2013 году, когда Консорциум психиатрической геномики (Psychiatric Genomics Consortium) опубликовал данные о некоторых общих вариациях ДНК у людей, страдающих тем или иным из пяти основных психических заболеваний, не было никакой ясности в том, как выявленные генетические отклонения от популяционной нормы могут проявиться в симптомах. Группа Майка Гэндала обратилась к анализу особенностей экспрессии генов в коре головного мозга 700 пациентов, при жизни страдавших аутизмом, шизофренией, биполярным расстройством, депрессией или алкоголизмом. Профили соответствующей генетической молекулы-индикатора активности генов в этих образцах ученые сравнивали с данными из образцов, полученных от почти 500 психически здоровых людей. Таким образом, при психических заболеваниях была выявлена общность в виде отклонений от нормальной активности в мозге определенных генов. А среди неожиданных результатов было отсутствие каких-либо общих особенностей генной активности у тех, кто страдал алкоголизмом, с теми, у кого были выявлены основные психические расстройства.