На волнах слов. Литература подчиняется законам физики?

Исследователи Санкт-Петербургского госуниверситета и Института интеллектуальной обработки информации при колледже ОРТ имени Брауде (Израиль) предложили новое решение для компьютерного исследования авторства и стиля текстов, основанное на моделировании динамического процесса их написания. Уникальный подход позволил ученым проанализировать произведения Джона Толкина, Айзека Азимова, Артура Кларка и многих других известных писателей, увидев, каким образом менялся их авторский стиль. Результаты одной из последних работ научной группы опубликованы в журнале Pattern Recognition издательского дома Elsevier.
Для исследования математики выбрали известные литературные произведения: цикл из семи научно-фантастических романов Айзека Азимова “Основание”, серию произведений Джона Голсуорси “Сага о Форсайтах”, роман в трех томах Джона Толкина “Властелин колец” и другие книги. В предыдущих работах они также анализировали произведения Джоан Роулинг (цикл книг про Гарри Поттера). Интерес для исследователей представляет именно большой массив материалов, который автор создавал на протяжении долгого времени: математические методы позволяют увидеть, как менялись особенности стиля писателя.
“Работать с большими данными можно традиционно: классифицировать их, искать схожие элементы, подобия или группы, — рассказал профессор СПбГУ, доктор физико-математических наук Олег Граничин. — Мы же представили новый взгляд на большие данные и предложили изучить то, каким образом они были созданы. Скажем, текст можно написать, наговорить или зафиксировать иным способом. Этот процесс тоже имеет свои значимые характеристики, которые проявляются, например, в авторском стиле писателя. Сегодня мы не просто изучаем то, как выглядят данные, а вскрываем характеристики процесса их создания. До нас подобным образом тексты еще никто не анализировал”.
В статье исследователи сравнили три книги из цикла “Властелин колец” Джона Толкина с двумя другими его произведениями — “Хоббитом” и “Сильмариллионом”. Метод достаточно точно определил, что первая повесть была написана тем же автором, который создал трилогию, а вот “Сильмариллион” заметно отличается по стилю. Это объясняется тем, что книга была издана уже после смерти автора: сборник мифов и легенд Средиземья дорабатывал сын Джона Толкина Кристофер Толкин, который несколько лет изучал черновики отца.
“Заметны отличия стиля и в произведениях одного автора, — рассказала аспирант кафедры системного программирования СПбГУ Наталья Кижаева. — К примеру, четвертую часть из цикла «Основание» Айзек Азимов написал спустя почти 30 лет после того, как была создана третья, — на этом настояли его поклонники. Наш метод позволил разделить семь книг серии на два кластера: созданные до 1953 года и после 1982-го. За 30 лет изменились сам автор, его окружение, его видение жизни и, как следствие, авторский стиль”.
Исходными данными для представленного в статье метода моделирования динамического процесса написания текстов являются не только последовательности символов текста и слова, а еще и N-грамм (связанных цепочек символов). Исследуемый документ делится на поддокументы, из которых формируется упорядоченная последовательность появления N-грамм и ищется зависимость между каждым из полученных таким образом поддокументов и его “соседями”. Для этого используются методы, разработанные ранее в теории обработки сигналов, выделяющие частотные характеристики в последовательностях данных. Новый метод определяет своеобразные “частотные характеристики” авторского стиля по аналогии с частотами физических волн, регистрируемых специальными приборами.
Создатели алгоритма планируют опробовать методику и на произведениях русской литературы, ведь его можно применять для анализа текстов, написанных на других языках, использующих латинский алфавит, кириллицу и арабскую графику.
Разработка, как отмечают исследователи, может помочь в анализе не только литературных произведений, но и неструктурированных текстов. Например, она пригодится при обработке массивов данных, поступающих на диспетчерские пульты или в различные кол-центры по работе с клиентами. Израильские коллеги применяют этот метод для определения искусственно сгенерированных текстов, написанных не человеком, а машиной. Например, существуют программы, фабрикующие тесты, похожие на настоящие научные статьи, которые нередко принимают для опубликования в известных журналах. Разработка позволяет с большей точностью отличать такие статьи от текстов, написанных человеком.
Сотрудники научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов СПбГУ работают и над другими проектами, которые находятся на стыке гуманитарных и точных наук. Так, в июле 2016 года с помощью уникальной технологии для анализа рукописных текстов они пришли к выводу, что рукопись “Аль-Хитат” (“Описание Египта”), хранящаяся в Мичиганском университете, c большой вероятностью является оригиналом знаменитого труда египетского историка аль-Макризи, хотя ранее она считалась копией.

Пресс-служба СПбГУ

Нет комментариев