Медальный зачет. Молодежь ИОНХ рвется в лидеры.

У директора Института общей и неорганической химии им. Н.С.Курнакова РАН Владимира Иванова праздничное настроение: сразу четыре сотрудника ИОНХ завоевали медали РАН для молодых ученых. Из 19 номинаций — от математики до машиностроения — химии отводились три, и во всех научная молодежь института удостоилась почетной награды (одну медаль поделили два сотрудника). Практически одновременно стало известно о результатах конкурса на получение грантов Президента РФ для молодых ученых. В ИОНХ их обладателями стали четверо кандидатов и один доктор наук. Так ИОНХ подтвердил свои лидирующие позиции среди институтов химического профиля.

— По положению медаль РАН присуждается за глубокие фундаментальные и прикладные исследования, результаты которых подтверждаются статьями в ведущих отечественных и зарубежных журналах, патентами и заявками на патенты, — пояснил Владимир Иванов. — Замечу, что у наших медалистов с публикациями проблем нет. Понятно, что за год всего этого не достичь, — необходим прочный и обширный научный задел, а он создается годами. И задача дирекции — всячески этому способствовать. Хотя наши финансовые возможности остаются ограниченными, мы проводим внутриинститутские конкурсы, носящие имена выдающихся ученых, которыми гордится ИОНХ. Это своего рода смотр сил перед участием в различных состязаниях федерального уровня и выдвижением на присуждение почетных наград. Стараемся мотивировать наших ребят писать заявки на гранты Президента РФ для молодых докторов и кандидатов наук, а также РНФ и РФФИ, организовавших специальные конкурсы для молодежи. Посылаем начинающих ученых на международные конференции и стажировки. Каждый год один наш молодой сотрудник справляет новоселье, удостоившись сертификата на квартиру по госпрограмме “Жилище”.
Однако будем справедливы: дирекция ИОНХ лишь оказывает посильную помощь нашим талантам, а проведение исследований на мировом уровне, публикации статей об их результатах в зарубежных (подчеркну, высокорейтинговых) изданиях — дело самих молодых ученых.
Кратко представлю наших победителей. Разделившие медаль в одной из номинаций Николай Ефимов и Андрей Гавриков работают в лаборатории магнитных материалов. На конкурс они представили цикл работ, посвященных поиску новых методов синтеза и комплексному исследованию соединений редкоземельных элементов. Это основа магнитных материалов будущего. Коллеги в нашей стране знают Н.Ефимова и А.Гаврикова как отличных специалистов в области магнетохимии и обращаются к ним за консультациями. Николай Ефимов известен и за рубежом: у него прочные связи, например, с английскими химиками — знаю об этом не понаслышке, поскольку часто подписываю ему командировки. 
Сотрудница моей бывшей лаборатории синтеза функциональных материалов и переработки минерального сырья Ольга Гайтко занимается получением сложных оксидов висмута, также обладающих интересными магнитными и каталитическими свойствами. В частности, под действием видимого света эти вещества способны разлагать загрязнения и примеси, содержащиеся в воздухе и воде. Ольга вполне могла бы защитить две кандидатские: одну по теме, которую ведет уже 10 лет, со студенческой скамьи, связанную с СВЧ-синтезом люминесцентных материалов, над второй она работает всего четыре года — это новые магнитные материалы. За нее Ольге вместе с коллегой с химического факультета МГУ была вручена медаль РАН.
Юлия Заходяева, лаборатория теоретических основ химической технологии, отвечает в первую очередь за процессы извлечения, разделения и очистки органических и неорганических веществ из различных смесей, например, отходов производства и потребления. Создание технологий с нуля в нынешних условиях непростая задача. Однако Юлия нашла свою нишу — она разрабатывает новые эффективные решения для так называемой малой химии, выпускающей продукцию не тоннами, а килограммами. Ее разработки могут применяться, например, при получении пищевых добавок и лекарственных препаратов. В последнее время в круг ее интересов входят проблемы утилизации элементов питания — с целью извлечения и повторного использования присутствующих в них ценных металлов. 
А теперь слово медалистам. 
Николай Ефимов: “К сожалению, направление магнетохимии, а я считаю его чрезвычайно перспективным, в нашей стране развито слабо. Всего два-три института ведут исследования в этой области. Причины известны: это отсутствие подготовленных кадров и нехватка современного дорогостоящего оборудования. На преддипломную практику в ИОНХ я пришел в 2007 году. Приборов в институте тогда было мало, многие морально устарели. Правда, в те годы РАН начала выделять средства на приобретение оборудования. Но кардинально ситуация изменилась, лишь когда появилась возможность получать гранты РНФ. Теперь у нас есть средства и на обслуживание приборов, и на реактивы, а они тоже стоят дорого. Мы, например, работаем с прибором, потребляющим жидкий гелий, литр которого стоит порядка 1000 рублей, а в неделю нам нужно 40 литров.
Лаборатория занимается получением молекулярных магнетиков — веществ, обладающих свойствами ферромагнитов. Их можно использовать для сверхплотной записи информации, а также хранения ее в масштабах одной молекулы. Это необходимый элемент для создания квантовых компьютеров. Отмечу, что исследования свойств молекулярных магнетиков — комплексов редкоземельных элементов — в нашей стране являются пионерскими. Мы впервые получили и проанализировали несколько веществ с рекордными для своей области характеристиками.
На одной из международных конференций, на которых я теперь бываю, познакомился с корифеем в области магнетохимии Р.Клераком (Франция), а затем поехал к нему на стажировку. Общение с ведущими зарубежными учеными, исследования, проведенные на современных приборах, позволяют писать статьи для известных иностранных изданий. В прошлом году у меня было 25 публикаций, причем большинство — в высокорейтинговых журналах.
Андрей Гавриков: “Разрабатываемые нами соединения являются альтернативой традиционным магнитным материалам, и, продолжая улучшать и совершенствовать их свойства, мы добиваемся главного — химической стабильности. Это очень важно для практического использования этих соединений в качестве основы устройств записи и хранения информации квантовых компьютеров. Об этом в прошлом году я написал пять статей.
Ольга Гайтко: “Моя научная область — поиск новых соединений висмута сложного состава, их синтез и анализ. Мы уже получили более десятка новых веществ и информацию о пяти из них передали в международный банк данных. Кроме нашей лаборатории в мире подобную тематику разрабатывают всего две группы — в Англии и Австралии. Получение даже одного нового соединения — дело сложное и долгое, ведь любой синтез, как правило, имеет много стадий. Но результат того стоит: благодаря особенностям своей структуры и магнитным свойствам получаемые нами вещества могут найти широкое применение при создании перспективных материалов. Но произойдет это явно не сегодня, а в отдаленном будущем, по мере изучения их свойств, когда дальнейшее развитие получит физика неупорядоченного состояния. Зарубежные журналы охотно принимают мои статьи — в год их выходит порядка шести-семи.
Юлия Заходяева: “Одна из задач, над которой мы сейчас работаем, — это создание новых экстракционных систем, обладающих “умными” свойствами. Для их разработки требуются глубокие и длительные предварительные фундаментальные исследования.
В сравнении с общепринятым восприятием экстракции как процесса извлечения веществ органическими растворителями мы выбрали наиболее перспективные экстракционные системы на основе ионных жидкостей, а также двухфазные водные системы. Их использование открывает новые возможности в управлении технологическими процессами. Например, технологий с применением двухфазных водных систем на Западе нет, поскольку тамошние коллеги находятся на стадии фундаментальных исследований и до разработки практических способов разделения им еще далеко. Нам же удалось найти системы, которые качественно пригодны для решения практических задач извлечения и разделения веществ. Однако сделать шаг к реальному процессу совсем непросто, именно над этим мы сейчас и работаем.
Живой интерес к экстракционным технологиям в мире связан с тем, что они имеют большое значение для защиты окружающей среды и получения ценных веществ. Поэтому наши исследования поддерживают ведущие научные фонды. В частности, на работы в области создания технологий для решения проблем обращения с отходами потребления и производства в мегаполисе гранты выделил РФФИ совместно с правительством Москвы.
Записал Юрий ДРИЗЕ
Фото предоставлены ИОНХ РАН
На первом фото: Николай Ефимов
На втором фото: Андрей Гавриков
На третьем фото: Ольга Гайтко
На четвертом фото: Юлия Заходяева

Нет комментариев