Поиск - новости науки и техники

Положительный катализ. В Минобрнауки довольны ходом ФЦПРО.

Новые подходы, заложенные Минобрнауки в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, оправдались уже в течение первого года ее реализации. Такой вывод можно сделать из выступлений участников недавнего заседания министерской коллегии, посвященного ФЦПРО “как основному инструменту обеспечения доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации”.
Об особенностях, отличающих данную программу от двух, реализованных ранее, напомнили собравшимся министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и основной докладчик – заместитель директора Департамента федеральных целевых программ и проектов Минобрнауки Дмитрий Гужеля. Министр обратил внимание на то, что системную федеральную поддержку получили сферы дошкольного и начального профессионального образования. Дмитрий Гужеля последовательно перечислил все основные новации ФЦПРО на 2011-2015 годы, касающиеся трех главных задач программы – модернизации общего образования как института социального развития, приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями рынка труда, а также развития механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг.
Проект отличается комплексным характером – он учитывает результаты реализации предыдущей программы, Приоритетного национального проекта “Образование” и основы инициативы “Наша новая школа”. В части, относящейся к совершенствованию профобразования, в ФЦПРО применен субъектный подход – предприятия регионов активно привлекались к сотрудничеству. В результате показатель софинансирования в 2011 году превысил объем вложения бюджетных средств.
Активизируется участие работодателей в процессах модернизации профобразования, налажено широкое информирование о ходе ФЦПРО. В прошлом году на конкурсы в рамках программы в общей сложности поступило более 1900 проектов со всех уровней образования и от заинтересованных организаций. Более 500 из них после отбора в рабочих группах отправились на дальнейшее рассмотрение в научно-координационный совет, и в итоге 290 проектов были признаны лучшими.
Самой сложной из поставленных в программе задач Дмитрий Гужеля назвал развитие механизмов оценки качества образования. Ее решение, в частности, предусматривает создание единой системы сертификации квалификаций. Результаты, по словам докладчика, пока не настолько явны, как хотелось бы. Однако они есть: разработана модель общественного участия в оценке результатов ЕГЭ, созданы центры сертификации квалификации для 16 отраслей. Министерство рассчитывает, что к 2015 году система независимой оценки образования будет внедрена на всех его уровнях, а к процедуре аккредитации образовательных учреждений подключится целый ряд профессиональных организаций и объединений.
В числе предусмотренных в ФЦПРО направлений совершенствования профобразования – разработка соответствующих программ для субъектов РФ и создание ресурсных центров и образовательных кластеров на базе ведущих учебных заведений. “Мы идем несколькими путями, – уточнил Дмитрий Гужеля. – Начали проведение модернизации самих региональных систем с упором на начальное и среднее профессиональное образование, а также выделили ведущие образовательные учреждения по отраслям и на конкурсной основе создали сеть межрегиональных ресурсных центров”.
На конкурсы за получение субсидий на поддержку местных программ профобразования представители субъектов выходили вместе с ведущими работодателями регионов, в числе привлеченных компаний (всего 50 с лишним) – ОАО “Газпром”, ОАО “Роснефть”, ОАО “Норильский никель и другие. Из общего числа заявок (более 100) были отобраны 30.
Базовыми организациями для создания межрегиональных ресурсных центров по приоритетным направлениям стали 13 лучших учебных заведений из такого же количества субъектов. В 2011 году им удалось объединить вокруг себя свыше 50 учреждений страны из разных регионов. Полная модернизация системы НПО и СПО осуществится предположительно к 2015 году. Конкретные примеры того, как сегодня в рамках реализации ФЦПРО решается задача совершенствования системы профобразования страны, содержались в выступлениях двух содокладчиков Дмитрия Гужели.
Заместитель министра образования Нижегородской области Илья Коршунов констатировал, что ФЦПРО выступила катализатором, ускорившим взаимодействие крупных концернов с сетью образовательных учреждений из разных регионов РФ. По его словам, уже само объявление конкурса побудило заинтересованные регионы реструктуризировать имеющиеся программы под предприятия отрасли. В Нижегородской области создан многоэтапный механизм взаимодействия, включающий формирование кадрового заказа работодателей и определение групп стратегического партнерства (предприятия и ведущие учреждения профобразования). Для каждого конкретного случая была разработана программа сотрудничества. Ее ключевым элементом стала деятельность так называемых “партнерских советов”, с помощью которых образовательные учреждения взаимодействуют с работодателем и органами государственной власти как на региональном, так и на федеральном уровне.
Благодаря федеральной программе, в области были запущены четыре проекта с предприятиями машиностроения и металлургии. Как подчеркнул Илья Коршунов, удалось привлечь средства разных, порой конкурирующих работодателей. Результатом одного из проектов стало создание на базе ГБОУ СПО “Арзамасский коммерческо-технический техникум” Международного центра технического обучения по стандарту “HAAS”.
Стать ведущим в России научно-образовательным комплексом в области рационального природопользования – стратегическая цель, поставленная в программе развития Марийского государственного технического университета (МарГТУ). Уверенность ректора МарГТУ Евгения Романова в том, что она достижима, в немалой степени основана на результатах первого этапа выполнения университетом проекта “Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области лесного хозяйства”. Право на бюджетную помощь в его реализации марийский политех завоевал в 2011 году в конкурсе мероприятия ФЦПРО “Поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов”. Вокруг ресурсного центра МарГТУ в области лесного хозяйства создана сеть из 18 образовательных учреждений, находящихся в 13 регионах РФ, входящих в Приволжский, Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Приобретенное в рамках проекта современное лесозаготовительное оборудование уже используется для подготовки студентов. Разработано 16 новых сетевых образовательных программ, 6 уже апробировано. В 2011 году на базе ресурсного центра прошли подготовку более 200 преподавателей и мастеров производственного обучения из учебных заведений сети.
В рамках проекта планируется подготовить и 13 учебников и учебных пособий нового уровня по специальности “Лесное и садово-парковое хозяйство” (часть уже издана), а также сформировать на базе центра единое информационное пространство членов сети. Проведена закупка серверного оборудования, проектируется подключение и сетевое оснащение участников проекта.
Еще одно важное приобретение в рамках ФЦПРО – современный тепличный лесопитомнический комплекс, который будет смонтирован в МарГТУ до 1 сентября текущего года. По словам Евгения Романова, закупка 44 таких комплексов только еще запланирована в России, а на базе марийского университета для них уже начали готовить рабочих и мастеров-техников. “Можно констатировать, – заявил ректор, – что отраслевые межрегиональные ресурсные центры являются эффективным инструментом перехода профессионального образования на качественно новый уровень – современного, опережающего кадрового обеспечения отраслей экономики”.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев