Сибирякам пример — лучшие. Сколково ориентирует россиян на мировых лидеров инженерного образования.

Год назад, когда о СколТех еще только спорили, каким ему быть, на одном из совместных совещаний в Москве с участием сколковцев, работников Минобрнауки и представителей вузов идею актуального сетевого проекта модернизации программ подготовки бакалавров в области техники и технологии предложил проректор НИУ ТПУ Александр Чучалин. Предложил потому, что в обществе до сих пор к бакалаврам отношение скептическое: вузы толком не знают, как их готовить, а работодатели норовят не брать на работу, ибо уверены: за четыре года инженера не выучишь. Тревоги и тех, и других не беспочвенны.
Какой же выход? По мнению профессуры ТПУ, чтобы коренным образом изменить ситуацию, надо вложить в программу подготовки новое содержание, сделать ее практически ориентированной. Правда уповать здесь на помощь отечественных работодателей не представляется возможным: они даже заказ на стандарты не одолели за несколько лет, а тут все перемены надо провести менее чем за четыре ближайших года. Значит, надо искать людей, преуспевших в контактах с промышленностью. Это, прежде всего, преподаватели вузов США, где бакалавры технической направленности прекрасно кооптируются производством.
Почему? Стали штудировать информацию и выяснили, что в конце 90-х годов прошлого века ученые, представители промышленности, инженеры и студенты Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology — MIT, США) и Королевского технологического института (Kungliga Tekniska högskolan, KTH, Стокгольм, Швеция) затеяли международный проект, направленный на устранение противоречий между теорией и практикой в инженерном образовании. Назвали его CDIO, что представляет собой аббревиатуру от Conceive — Design — Implement — Operate (от замысла — к проектированию и управляемому воплощению инициативы). И тогда обнаружили, что одним из основателей концепции CDIO является профессор MIT, а ныне президент СколТех Эдвард Кроули. Цель модернизации бакалавриата (базового инженерного образования) определили как подготовку выпускников к комплексной инженерной деятельности, когда они могут работать на всем жизненном цикле технической и технологической продукции. То есть в программы надо обязательно ввести систему проблемного и проектного обучения. Инициатива CDIO оказалась очень актуальной для современного мира и быстро получила широкую поддержку профессионального инженерного сообщества и аккредитационных агентств. Сейчас к проекту присоединились более 70 вузов из 25 стран, в основном американских, европейских, австралийских. И ни одного еще недавно — российского. Следовало делать выводы…
Но что отличает ТПУ, не первый год модернизирующего свои образовательные программы до уровня лучших мировых, так это правило “не брать на вооружение, пока не убедимся в целесообразности применения именно этого инструмента”. Посланцы ТПУ отправились на очередную конференцию CDIO, пообщались с представителями университетов, вошедших в орбиту проекта, и поняли, что это то, что они ищут. Например, в формировании списка компетенций выпускников инженерных программ CDIO участвовали крупнейший мировой производитель авиационной, космической и военной техники Boeing и Совет по аккредитации программ инженерного образования ABET — мировой лидер в формировании стандартов инженерного образования.
Решили — надо вступать. А там всему начало оn-line презентация о вузе, целях вступления в сообщество проекта, выступление на всемирной видеоконференции. Несколько непривычно, но Александра Чучалина это не смутило, презентацию провел прямо со своего рабочего места, сумел убедить в серьезности намерений. В результате ТПУ стал первым российским вузом, который был принят в проект ведущих мировых вузов по модернизации инженерного бакалавриата. И первым российским вузом, который на эту работу в интересах всего российского инженерного образования получил финансовую поддержку Фонда “Сколково”.
Параллельно ЮНЕСКО провело конференцию по Концепции CDIO в России на площадке ­МИСиС с участием Эдварда Кроули. Обсудили уже конкретно в университетском сообществе, что можно в этом направлении сделать в рамках работы кластеров “Сколково”. За “космос” взял на себя ответственность Самарский государственный аэрокосмический университет, МИСиС — за материаловедение в области энергетики, МИФИ — за ядерную энергетику, МФТИ будет работать над подготовкой инженеров по биомедицинским программам, по ИT свою лепту внесут НИУ ИТМО и Высшая школа экономики, к которой недавно присоединены силы МИЭМ (Московского института электроники и математики). На НИУ ТПУ — идеология, координация работы и энергетика. В 2012 году сквозь призму принципов CDIO они будут тестировать “пилотные” бакалаврские программы трех своих институтов: Института природных ресурсов, Института физики высоких технологий и Энергетического института.
Но начинают работу с учебы. В самом конце апреля группа специалистов системы российского профессионального образования отправляется в Бостон, где в MIT — инженерном вузе №1 всего мира — организует международный семинар в интересах российской высшей школы. С участием профессуры из разных российских инженерных вузов, представителей российской промышленности, а также представителей FIANI — Европейской федерации инженерных организаций, ENAEE — Европейской сети по аккредитации в области инженерного образования, SEFI — Европейского общества инженерного образования и главное — активных участников CDIO с американской стороны. Плюс обещано участие ABET, Boeing и других мощных фирм…
— Результатом двухлетнего проекта, — сказал его координатор в ТПУ профессор Олег Боев, — должны стать модернизированные бакалаврские программы, запущенные в производство, и рекомендации Минобрнауки в части принципов модернизации, технологии проектирования программ на компетентностной базе, с учетом международных стандартов и лучшего опыта по конкретным областям знаний.

 

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Над спецвыпуском работали
Елизавета ПОНАРИНА
и Аркадий СОСНОВ.
Фото Николая Степаненкова
и Юрия ШКОЛЬНИКОВА

Нет комментариев