Научат жизни. Школьное образование меняет ориентиры.

На днях стало известно, как изменится ЕГЭ к 2030 году, когда будут оценивать итоговые школьные знания первоклассников 2018-го. На прошедшей в Москве международной конференции “Образ будущего и компетенции выпускника 2030” руководители российского образования нарисовали примерную картину процедуры проведения единого госэкзамена. Варианты заданий будут формироваться прямо в аудитории перед началом экзаменационных испытаний, проводить их по многим предметам планируют в устной форме. Обычным делом станет выполнение виртуальных экспериментов и моделирование заданных ситуаций с помощью интернет-ресурсов и электронного контента, как и прием экзамена по информатике — только на компьютере. Между тем глава Минобрнауки России Ольга Васильева в своем выступлении на конференции обратилась к содержанию знаний, которые к тому времени школьники должны будут демонстрировать на ЕГЭ. 
“Образование должно быть качественным, доступным, бесплатным для наших детей, отвечающим на вызовы нового времени… Ключевая задача — совершенствовать его содержание, прежде всего через образовательные стандарты”, — сказала министр. Она подчеркнула, что речь идет о базовых — фундаментальных, системных — знаниях, которые формируют эти стандарты, и именно такие знания “есть и будут платформой для развития каждой личности”. Все школьники должны  приобщиться к литературе своей страны, знать родной язык, главные события истории, базовые естественно-научные дисциплины, владеть основами математики. 
Далее Ольга Васильева отметила, что для подготовки специалистов, в которых нуждается Россия, необходимо формировать метапредметные компетенции, а затем акцентировала внимание коллег на задаче “вне времени” — задаче воспитания человека. Нынешние дети живут в глобальном, быстро изменяющемся мире, и, по словам министра, им предстоит научиться принимать вызовы, которые предлагает жизнь, оставаясь при этом “целостным, “ценностным” человеком”.
— На сегодняшний день воспитательный аспект образовательной политики если и не сведен к нулю, то стоит вне пределов наших главных интересов, — считает глава министерства. 
К 2030 году должен измениться и облик педагогов, поэтому очень важно, как сейчас их готовят. Говоря об этом, министр упомянула о национальной системе учительского роста, нацеленной, в первую очередь, на профессиональное и творческое развитие преподавателей школ.
Еще одна проблема, которая требует неотложного решения: обеспечение устойчивой мотивации детей к обучению. В школе не может быть скучно, каждый “маленький человек” должен получать там радость от результатов своей работы.
— Наша задача — научить их учиться, то есть трудиться, извлекая знания об окружающем мире. Этот тезис стар, но сегодня нужны новые инструменты, с помощью которых мы сможем обогатить и украсить образовательный процесс, — считает О.Васильева. 
Затронув тему активизации внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий, она привела в пример проект “Российская электронная школа”. Сегодня в его рамках создается платформа, которая, как надеется министр, в равной мере обеспечит необходимым контентом все учебные заведения страны, включая самые малые. 
Какой объем работы ребенок может и должен делать в электронном информационном поле? Речь идет о здоровье школьников, но научно обоснованного ответа на этот вопрос нет, нужны соответствующие исследования в области возрастной, когнитивной психологии, и глава Минобрнауки обратила на это внимание ученых, присутствовавших на конференции. 
Компьютерные технологии станут активнее применяться и при оценке качества знаний выпускников школ, включая творческую часть заданий “экзамена будущего”, как назвал ЕГЭ-2030 глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Для этого предполагается использовать интеллектуальные системы проверки. С помощью облачных технологий можно будет значительно ускорить как обработку результатов экзаменов, так и их проверку, а безопасность хранения данных обеспечит технология блокчейн. Руководитель федеральной службы напомнил, что уже сегодня в России (и больше нигде в мире) обработка творческой части 700 тысяч выполненных заданий занимает не более восьми дней. 
Анонсировал он и появление новаций, которые позволят “ослабить меры контроля, применяемые сейчас на ЕГЭ, полностью исключив воздействие человеческого фактора, появление утечек и шпаргалок”. 
— Я уверен, что к 2030 году повсеместно появятся центры объективной диагностики, где можно будет сдать экзамен после изучения каждого предмета. Сегодня такого рода центры уже есть в Москве и ряде других регионов, и эта практика будет развиваться, — сообщил С.Кравцов.
Глава Рособрнадзора заметил, что тема конференции актуальна сегодня во всем мире, говорили об этом и зарубежные участники. Так, по мнению директора Департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреаса Шляйхера, создаваемые сегодня системы оценки знаний должны учитывать в том числе смелость, любознательность, креативность, умение разбираться в противоречивых элементах информации, а также способность создавать новое, работать в команде и “предпринимать ответственные шаги”. Одним словом, у молодых людей следует вырабатывать интерес к знаниям и учить их “ориентироваться в этом усложняющемся мире”. 
Сергей Кравцов предложил коллегам создать международный стратегический совет по вопросу разработки требований к результатам выпускных экзаменов 2030 года, и, возможно, его первое заседание состоится уже в августе текущего года.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта Минобрнауки

Нет комментариев