Поиск - новости науки и техники

Скованные скукой. Студенты жалуются на нудных лекторов.

Проект МИА “Россия сегодня” “Социальный навигатор” и интернет-портал “Типичный абитуриент” опубликовали результаты ежегодного исследования “Российские вузы глазами студентов – 2018”, основанного на студенческих “интернет-сливах” (оценочных отзывах, размещенных в Сети), – перечень университетов, называемый также антирейтингом. Его назначение – дать абитуриентам дополнительный повод для размышлений при выборе вуза и рассказать руководству учебных учреждений о слабых местах в его работе с точки зрения учащихся.
Так что же особенно волнует, что нравится и что не нравится студентам в своих альма-матер? Оказалось, что в топе важности на первом месте стоят преподаватели. Как отметила руководитель “Социального навигатора” Наталья Тюрина, “акценты сместились с кампуса и столовых на вопросы кадров”. Молодые люди предпочитают молодых педагогов, а преобладание в вузе сотрудников пожилого возраста оценивается как недостаток. Учащиеся также ценят сложную, напряженную учебу и насыщенную студенческую жизнь, много внимания уделяют состоянию университетских зданий и месторасположению своих вузов. 
В списке наиболее важных есть и темы, связанные с научной жизнью вуза, его международными связями, вопросами отчисления студентов, получения стипендии и платного образования. Интересно также, что в перечне претензий избытку профессоров пенсионного возраста “дышит в спину” плохой студенческий контингент.
– Речь идет, в первую очередь, о культурном уровне абитуриентов, приезжающих из сельской местности, – пояснила Наталья Тюрина. – Нормы этикета, которые городским ребятам привиты с детства, жителям села приходится постигать, уже будучи взрослыми. В этом нет ничего страшного, но приобретать социальные компетенции необходимо.
Кроме того, в список причин для недовольства вошли скучные лекции, коррупция, включая скрытую (принуждение к покупке авторских учебных материалов), легкость сдачи зачетов, плохое состояние и неудобное месторасположение общежитий, некомпетентность сотрудников и плохое отношение к студентам.
В этом году в исследовании приняли участие 98 наиболее крупных государственных вузов России. Всего было проанализировано 1377 страниц текста, написанных приблизительно 800 студентами. Лидерами по количеству положительных отзывов стали Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”, Московский государственный юридический университет им. О.Е.Кутафина и Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России.
“Рекордсменами” по отрицательным отзывам стали Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Санкт-Петербургский государственный экономический университет и Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина.
Как рассказал руководитель “Типичного абитуриента” Владислав Белый, многоэтапная проверка отзывов перед их размещением и учетом на сайте позволила выявить “накрутку” положительных отзывов в пользу МИФИ и МГИМО, а отрицательные “накручивали” недоброжелатели Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российского университета дружбы народов и СПбГУ.
Не обошлось без сомнений в правдивости рейтинга у пользователей соцсетей. К примеру, в недостоверности исследования уверяют на Telegram-канале “Злой препод”. Автор отзыва заявил, что исследовал официальную группу рейтинга в “ВКонтакте” и обнаружил, что тысячи ее подписчиков – или “боты”, или неактивны, то есть ненастоящие пользователи. Под каждым сливом – от нуля до пяти лайков, а из 29 тысяч голосуют от 70 до 130 человек. Эти цифры могут вызвать сомнение в объективности представленной картины, и у тех, кто готов проверить справедливость предъявленного разоблачения, есть возможность попробовать пройти путем “Злого препода”. Отметим при этом, что исследователи “Типичного абитуриента” ссылаются на 30 тысяч интернет-пользователей, определявших правдивость “сливов”, а опубликованные на сайте правила предусматривают ответственность за размещение дезинформации вплоть до прекращения доступа к администрированию. 
– Прежде чем показать отзыв публике, мы его читаем, проверяем, нет ли признаков заказа, явно выраженной субъективности либо просто бесполезности, – заверил Владислав Белый. Не учитываются, по его словам, и подозрительно многочисленные отзывы с одних и тех же адресов, как положительные, так и отрицательные.
Как бы там ни было, это исследование показывает: проблемы, волнующие студентов, пока особенно не меняются. Большинство молодых людей хотят, чтобы вузы оправдывали их ожидания, чтобы учеба была сложной, жизнь активной, а отремонтированных общежитий хватало на всех. По данным Владислава Белого, на сегодняшний день 43% студентов удовлетворены своим университетом, 37% жалуются на его недостатки, а 20% демонстрируют нейтральную позицию. Он также отметил, что по сравнению с предыдущим в этом году “счастливых” учащихся вузов стало больше на 9%, нейтрально относящихся к своему вузу меньше, а количество недовольных осталось тем же.
Татьяна Чернова

Нет комментариев