Лифт тронулся. Скоро рынок труда наводнят профессионалы?

Сотни тысяч студентов со всей России приняли участие в первой профессиональной олимпиаде “Я — профессионал”. Соревнования продолжались 113 дней, итоги подвели под конец зимы.
Напомним, что это новый олимпиадный формат, интеллектуальная битва амбициозных молодых людей, осваивающих разные специальности: технические, гуманитарные и естественнонаучные. Цель олимпиады — проверить не абстрактную эрудицию участников, а их настоящие профессиональные знания и стать социальным лифтом для талантливых молодых людей, в первую очередь из регионов. Кроме того, по словам руководителя проекта “Я — профессионал” Валерии Касамары, олимпиада объединила вузы, работодателей и учащихся. 
Статистика новых интеллектуальных состязаний говорит сама за себя. Всего было подано 295 тысяч заявок на участие из 84 субъектов РФ, 50 тысяч ребят прошли в онлайн-тур, во время которого большинство отсеялось, и только 4824 студентам, среди которых преобладали бакалавры, удалось попасть в очный финал.
— При отборе мы, прежде всего, обращали внимание на наиболее массово представленные и высокотехнологичные направления, где участников оказалось немного, но они показали себя достойно, — рассказала руководитель проекта. — Поскольку любой мог участвовать по неограниченному числу направлений, в итоге у нас нашлись семь героев — “двойных” медалистов, преимущественно в технических областях. Всего в олимпиаде было представлено 27 направлений. Самым массовым стало лечебное дело (747 заявок), за ним с большим отрывом идут математика (331), строительство (310), экономика (292) и бизнес-информатика (283). В нижнюю часть списка попали управление в технических системах (44), нефтегазовое дело (37) и теология (32).
Все “золотые” медалисты получили денежные премии: бакалавры по 200 тысяч рублей, а магистры по 300 тысяч. Обладателям серебряных и бронзовых медалей предложили два пути для дальнейшего развития: для бакалавров бесплатное продолжение обучения в магистратуре, для магистров — в аспирантуре, а также стажировку.
В скором времени данные победителей и призеров внесут в закрытую национальную базу “Молодые профессионалы”, доступ к которой имеют все крупнейшие российские компании. Она поможет развитию карьеры студентов, с ними будут работать индивидуально и над составлением резюме, и при подборе возможностей для повышения квалификации и развития компетенций.
— Олимпиада позволила работодателям увидеть молодежь, только готовящуюся выйти на рынок труда, — отметил президент РСПП Александр Шохин. — Университетам это тоже на руку: учащиеся смогут найти работу еще до финальной стадии написания диплома. Немного жаль, что молодые люди чаще тяготеют к продолжению образования. Хотелось бы, чтобы столько же выпускников желали трудоустраиваться после окончания вузов, сколько планируют поступление в магистратуру или аспирантуру, тем более что компании к ним уже присматриваются. 
И еще несколько цифр. В олимпиаде в общей сложности отметились студенты 828 вузов и филиалов, представители 600 из них прошли в очный этап, но потом более половины участников отсеялось, поскольку они по тем или иным причинам не поехали на заключительный очный этап, который, как уточнила Валерия Касамара, проводился в 40 городах России. 
Среди представленных в итоге 78 регионов на первом месте, что вполне ожидаемо, оказалась Москва, а вот вторую строчку заняло Поволжье, опередив Санкт-Петербург — он на третьем месте. Незначительно отстали от них Сибирь и Урал.
Что касается вузов, то по количеству дипломантов первым стал Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” (153 диплома), далее в первой пятерке идут Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина (УрФУ) (94), Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова (79), МГУ им. М.В.Ломоносова (73) и Казанский государственный медицинский университет (61). По числу медалистов лидирующую позицию занял НИУ “Высшая школа экономики” (45 медалей), за ним идут МГУ (21) и УрФУ (18).
По мнению ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, эту олимпиаду отличает от остальных значительное влияние работодателей на ее проведение. Фактически все задания были сформированы при активном участии 61 компании, включая ВТБ, IBM, “Лабораторию Касперского”, “Яндекс”, Интерфакс, “Роснефть” и др. Попадание в национальную базу — шанс для молодого человека представить работодателю свое объективное портфолио. 
— Это хорошая возможность отбирать таланты среди студентов и формировать рынок труда, а в стране сейчас дефицит таких людей, — полагает ректор Вышки. Он также обратил внимание на то, что олимпиада стала “маркером” качества образования в вузах. В этом плане тревожными, на взгляд Ярослава Кузьминова, представляются итоговые позиции некоторых регионов. Результаты Северо-Кавказского, Северо-Западного, Дальневосточного федеральных округов выглядят неубедительно на фоне остальных, и это должно стать сигналом для Правительства РФ.
Но, как бы там ни было, первая олимпиада, по общему мнению экспертов, прошла ярко и привлекла к себе внимание. Организаторы уже готовятся к новой и обещают еще больше направлений, еще больше партнеров, а значит, перед студентами откроется еще больше возможностей.
Татьяна Чернова
Фото с сайта https://vk.com

Нет комментариев