Вал по плану. Число участников олимпиад школьников стремится к миллиону.

Олимпиадное движение в России расширяется и сегодня уже не имеет себе равных в мире по масштабу. Участниками интеллектуальных соревнований, включенных в перечень Минобрнауки и состоявшихся в 2011/2012 учебном году, стали около 800 тысяч школьников. С 2009 года эта цифра выросла почти вдвое. Об итогах минувшего сезона рассказал в своем докладе на очередном заседании Российского совета олимпиад школьников (РСОШ) его председатель Виктор Садовничий. Он констатировал, что в целом все поставленные задачи решить удалось. Кроме членов совета в заседании принимали участие представители Госдумы РФ, Российской академии наук и СМИ.
Результатом совершенствования критериев отбора в министерский перечень стало сокращение количества олимпиадных соревнований: за четыре года их число уменьшилось со 120 до 79. “Олимпиад должно быть ровно столько, чтобы с их помощью мог пробиться каждый талантливый молодой человек”, — подчеркнул Виктор Садовничий. Наибольшее число состязаний было организовано по таким предметам, как физика, математика и обществознание, наименьшее — по экономике, биологии и информатике. По предположению председателя совета, такая картина отражает интересы молодежи и структуру образования страны, в которой преобладают технические вузы. По личному поручению Президента РФ в перечень уже после его утверждения была включена олимпиада, посвященная истории российской государственности. Виктор Садовничий поблагодарил за помощь в ее оперативной организации ректора Московского государственного института международных отношений (университета) Анатолия Торкунова и академика Александра Чубарьяна. Олимпиада проводилась на шести региональных площадках и собрала около двух тысяч участников из 78 субъектов РФ. Победителями стали 18 школьников, призерами – 61.
Доступность и расширение охвата участников при сохранении необходимого уровня олимпиад стали возможны благодаря созданию их региональных площадок. На местах олимпиады организуют, а задания, инструкторов и должную экспертизу обеспечивает центр. По данным, приведенным в докладе, количество таких олимпиадных соревнований составило 73% от общего числа. Больше всего региональных площадок имеют “Паруса надежды” (50) и Олимпиада вузов Томской области (51).
Отдельное внимание участники заседания уделили относительно недавнему явлению — комплексным и научным олимпиадам. “Важно, чтобы дети видели науку в комплексе”, — подчеркнул Виктор Садовничий, назвав в числе успешных примеров таких олимпиад “Нанотехнологии — прорыв в будущее”, “Ломоносов” (включает политологию, психологию, государственный аудит, международные отношения и глобалистику, геологию, журналистику, философию и право), “Шаг в будущее” (техника и технологии) и другие. Академик Игорь Федоров обратил внимание на то, что олимпиады такого рода имеют особую ценность для технических вузов, поскольку несут “инженерный акцент” — экспериментальную часть задания и участники всегда демонстрируют много интересных и остроумных решений, подтверждая, что “Кулибины у нас не перевелись”.
В то же время председатель РСОШ заметил, что у многопрофильных олимпиадных состязаний есть очевидный минус — это право их победителей на льготы при поступлении в вуз сразу по всем предметам, составляющим комплекс. Бывает, что такие абитуриенты используют данную законом возможность, победив по одному из предметов и не зная должным образом другого — того, который оказался профильным для выбранной ими специальности. Чтобы этого не происходило, Виктор Садовничий указал на необходимость изменения порядка применения вступительных льгот для дипломантов комплексных олимпиад.
Особую роль в повышении качества и престижа олимпиадных соревнований школьников играет уровень экспертного обеспечения. В этом плане движение имеет очень высокий потенциал: в общей сложности в его рамках действует 21 экспертная комиссия (по отдельным предметам и их комплексам), общее количество членов 320, из них 50 — академики и члены-корреспонденты РАН, остальные — профессора. В феврале-марте 2012 года выездными инспекциями с участием 57 экспертов было проверено порядка 40% олимпиад из министерского перечня в 18 регионах РФ, в том числе 16 инспекций проводились совместно с Рособрнадзором.
Как заметил Виктор Садовничий, о строгости оценок авторитетных судей свидетельствуют изменения уровневого положения тех или иных олимпиадных состязаний. Например, количественным критериям первого уровня по факту соответствуют 40 олимпиад, однако с учетом качественных показателей эксперты отнесли туда лишь 22. Есть предметы, по которым олимпиад первого уровня вообще нет, в их числе география, иностранные языки и литература.
Возможно, что список состязаний самой высокой категории вскоре пополнит Межрегиональная олимпиада школьников по математике, общество­знанию, праву и экономике, которую организовал НИУ ВШЭ совместно с рядом университетов. С таким предложением на заседании выступил академик РАН Александр Некипелов. Он также отметил высокий рост популярности экономических олимпиад в целом: количество их участников — школьников 4-11 классов — составило порядка 15 тысяч человек, и лишь треть из них — выпускники. По мнению эксперта, необходимо поддерживать складывающуюся и хорошо себя зарекомендовавшую практику “двойного контроля качества олимпиад” — на входе, при включении в перечень, и на выходе, на стадии присвоения категории.
В числе других успехов олимпиадного движения, достигнутых в уходящем учебном году, на заседании были названы введение системы олимпиад школьников в концепцию поиска и поддержки талантливой молодежи, рост числа участников и дипломантов из стран СНГ и Балтии, а также увеличение охвата олимпиадным движением учащихся невыпускных классов. Олимпиады не должны рассматриваться только как один из способов поступления в вуз. Как заметил председатель РСОШ, это означало бы ошибочность подхода к делу олимпиадного движения его “умудренных знанием и опытом” организаторов. “Нам нужна система не для поступления в вуз, а для поиска талантов”, — заявил Виктор Садовничий.

Татьяна Возовикова
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев