Устойчивость — в гармонии. Химики готовятся отпраздновать юбилей таблицы Менделеева.

В конце прошлого года ООН приняла специальную резолюцию, посвященную науке, технологии и инновациям, и провозгласила 2019 год Международным годом Периодической таблицы химических элементов. Этого события давно ждали и за него боролись исследователи, судьба которых неразрывна с судьбой российской науки. Колоссальная работа, которую на протяжении последнего года вели Международный союз по теоретической и прикладной химии (IUPAC), Российская академия наук, Министерство образования и науки РФ, Министерство иностранных дел РФ, Российское химическое общество им. Д.И.Менделеева, многие российские и зарубежные ученые, завершилась триумфом. 
Проведение Международного года Периодической таблицы химических элементов в 2019 году имеет принципиальное значение для нашей страны. Ведь почти 150 лет тому назад, в 1869 году, именно великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев опубликовал свою первую схему Периодической таблицы в статье “Соотношение свойств с атомным весом элементов” в журнале Русского химического общества. А до того, в феврале 1869 года, им было разослано научное извещение об этом важнейшем открытии ведущим химикам мира. Тогда многие известные химики отнеслись к сообщению Д.Менделеева об открытии Периодического закона и создании Периодической таблицы химических элементов с напыщенным равнодушием. Ни одна европейская страна не включала информацию о Периодической системе химических элементов в учебные планы по химии вплоть до ХХ века.
Мировое научное сообщество в разных частях света по-разному восприняло систему Д.Менделеева. Проведенный анализ статей в научных журналах, справочниках, химических учебниках, средствах массовой информации показал, что введение Периодического закона в образовательную систему во многих странах было осложнено по разным причинам.
С интересным обзором восприятия Периодической системы в разных странах выступил японский историк химии профессор Масанори Кадзи на Международной научно-практической конференции и школе молодых ученых и студентов “Образование и наука для устойчивого развития”, которая проходила в Институте химии и проблем устойчивого развития Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева. Например, когда в Швеции в конце XIX века, после открытия Менделеевым Периодического закона, были впервые получены новые химические элементы (тулий (1879), гольмий (1879), скандий (1879)), их не соотносили с Периодической таблицей Менделеева, хотя о ней уже было известно. Более того, открытый шведским химиком Нильсоном скандий был до него предсказан Д.Менделеевым и описан как “экабор”. 
В Норвегии Периодическая система долгое время даже не упоминалась в научных журнальных публикациях, только в 1888 году информация о ней появилась в учебнике по химии. Опираться на Периодическую систему в научных публикациях норвежцы начали только в 1910-е годы, благодаря открытиям в области радиоактивности и атомной теории. А как педагогический инструмент в учебный процесс в университетах этой страны Периодическая система была введена только в 1940 году. Кстати, в норвежских гимназических учебниках информации о Периодической системе не существовало вплоть до начала 1970-х годов.
В Испании были предприняты многочисленные попытки классификации химических элементов и соединений, здесь предлагали искусственные, естественные и гибридные классификации. Поэтому испанские авторы учебников не были впечатлены Периодической системой Менделеева. Даже после открытия новых элементов, предсказанных Менделеевым, Периодическая таблица появилась в испанских учебниках, но рассматривалась не как основа классификации элементов, а лишь как способ введения теоретических аспектов в учебный материал.
В Германии информация о Периодической системе Менделеева долгое время встречалась только в научных публикациях, а не в учебных пособиях. Слишком тверды и непоколебимы были традиционные учебные программы по химии в этой стране. Периодический закон вошел в немецкие учебники только после появления квантовой химии.
И хотя в настоящее время все учебники по неорганической химии базируются на логике Периодической системы химических элементов Дмитрия Менделеева, приоритет русского ученого продолжает замалчиваться или оспариваться авторами учебных пособий и научных публикаций. Так, французские историки науки порой не упоминают имя Д.Менделеева, но указывают на работы своего соотечественника Александра Эмиля Бегуйе де Шанкуртуа от 1862 года, который также занимался систематизацией химических элементов. 
Немецкие ученые утверждают, что основателем систематизации химических элементов стал в 1864 году Юлиус Лотар Мейер, более расширенная редакция системы элементов была опубликована Мейером в 1870 году.
Приоритет Менделеева оспаривают и англичане, пытаясь доказать, что Уильям Одлинг и Джон Александр Рейн Ньюлендс создали свою систему еще в 1864 году.
В зарубежных химических лабораториях очень часто присутствует Периодическая таблица химических элементов, на которой не указано имя великого Д.Менделеева. Иногда называются имена местных химиков, занимавшихся классификацией элементов, в надежде увековечить их труд, напечатав красивые таблицы, которые по своей сути всегда повторяют ту, что была впервые предложена русским ученым Д.Менделеевым. 
В 1997 году японский историк химии Масанори Кадзи опубликовал на японском языке научную биографию Менделеева. Впоследствии он написал много статей на английском, японском и русском языках, посвященных различным сторонам жизни и творчества великого русского ученого. В 2005 году Кадзи был удостоен награды отделения истории химии Американского химического общества за выдающееся исследование “Система химических элементов Д.И.Менделеева и основы химии”, опубликованное в 2002 году. 
Комментируя объявление Международного года Периодической таблицы химических элементов, президент Международного союза по теоретической и прикладной химии, директор Института химии и проблем устойчивого развития Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева член-корреспондент РАН Наталия Тарасова отметила, что IUPAC с воодушевлением воспринял это известие. “2019 год — год 150-летия Периодического закона Дмитрия Менделеева. Величие и философское значение этого открытия подчеркиваются недавними выдающимися достижениями в области синтеза новых сверхтяжелых элементов. Напомню, что 115-й элемент получил название московий. 118-й элемент, оганесон, назван в честь выдающегося ученого, нашего современника академика Юрия Оганесяна”, — сказала она.
По словам Наталии Тарасовой, резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, затрагивает обширный круг вопросов науки, технологии и инноваций для развития. “Я глубоко убеждена, что мероприятия в рамках Международного года ярко продемонстрируют роль фундаментальной науки и естественнонаучного образования в достижении целей устойчивого развития и послужат популяризации научных знаний в широких слоях общества”, — добавила ученый. 
В Резолюции ООН подчеркивается, что Международный год Периодической таблицы химических элементов должен привлечь внимание мировой общественности к развитию фундаментальных наук, к углублению и расширению образования для устойчивого развития, к грандиозным проблемам современности, решить которые без активного использования последних достижений “зеленой” химии невозможно. Качество повседневной жизни нынешних и будущих поколений человечества напрямую связано с успехами химической науки и технологии. 
Празднование в 2019 году Международного года Периодической таблицы химических элементов позволит акцентировать ряд очень важных вех в истории химии: за 800 лет до нашей эры арабский алхимик по имени Джабир ибн Хайян сумел впервые получить чистые мышьяк и сурьму; 350 лет назад, в 1669 году, немецкий алхимик Хенниг Брандт открыл фосфор, который сначала был принят за философский камень; 230 лет назад, в 1789 году, французский естествоиспытатель Антуан Лавуазье издал “Начальный учебник химии”, который тотчас же был переведен на многие иностранные языки и положил конец эпохе флогистона, объяснил состав воздуха, воды, многих органических соединений. Лавуазье первым дал классификацию веществ, он издал список 33 химических соединений, сгруппированных в газы, металлы, неметаллы и земли, заложил основы химической номенклатуры, очистив язык химиков от запутанных и мистических алхимических формулировок и названий. 190 лет назад, в 1829 году, немецкий ученый Йохан Вольфганг Доберайнер занялся систематизацией химических элементов по триадам, положив в основу своей классификации, помимо атомных весов, аналогию свойств и характерных признаков элементов и их соединений. Закон триад Доберайнера подготовил почву для систематизации элементов, завершившейся созданием Периодического закона Д.И.Менделеевым. 100 лет назад был создан Международный союз теоретической и прикладной химии — IUPAC, самый главный законодательный орган в области химии и химической технологии. 80 лет назад, в 1939 году, французская исследовательница Маргарита Катрин Перей при изучении актиния-227 обнаружила среди продуктов его распада нуклид нового элемента с порядковым номером 87, который был предсказан Д.Менделеевым и назван им “экацезием”. Впоследствии новый элемент, открытый Перей, получил название франций. 
В рамках Международного года Периодической таблицы химических элементов намечено празднование Международного дня женщин в науке 11 февраля 2019 года, ведь в открытии новых химических элементов Периодической системы выдающиеся женщины-химики сыграли очень важную роль. Здесь стоит вспомнить Марию Кюри, которая была награждена Нобелевскими премиями в 1903 и 1911 годах за открытие радия и полония, Иду Ноддак, открывшую рений (Rе), Маргариту Катрин Перей, открывшую франций, Лизу Мейтнер, в честь которой был назван 109-й элемент таблицы Менделеева — мейтнерий, и многих других выдающихся женщин в истории химии. 
Запланированы и другие мероприятия, в частности специальный симпозиум IUPAC “Периодической таблице — 150” в Париже, а также посвященный юбилею Менделеевский съезд в Санкт-Петербурге. 
Международный год Периодической таблицы химических элементов и открытие самого закона о периодичности свойств химических элементов еще раз подчеркивают важность системности в нашем хаотичном мире. Ведь именно Система дает нам шанс понять саму идею закономерности, а значит, вооружает нас способностью к предвидению. 
Дмитрий Мустафин, доктор химических наук, профессор РХТУ 
им. Д.И.Менделеева
Фото предоставлено автором

Нет комментариев