Перед дальней дорогой. Участники представительного международного симпозиума решили вместе готовиться к сверхдлительным полетам в космос.

В ноябре прошлого года закончился самый ответственный этап программы “Марс-500”, разработанной Институтом медико-биологических проблем (ИМБП) РАН под эгидой Российской академии наук и Роскосмоса. Добровольцы, трое россиян, двое представителей Европейского космического агентства и посланец Китайского центра подготовки космонавтов, провели в изоляции 520 суток — столько времени, приблизительно, может занять путешествие к Красной планете и возвращение на Землю. Еще не обработаны полностью и не проанализированы многочисленные данные эксперимента, однако первые результаты уже есть, и ознакомиться с ними поспешила мировая научная общественность. Медики, биологи, психологи, посвятившие себя изучению космоса, увлеченные идеей сверхдальних полетов, приехали в Москву, чтобы вместе обсудить планы на будущее, наметить новые программы и эксперименты. Представительный международный симпозиум, проходивший в Президиуме РАН в конце апреля, собрал около 300 специалистов из 20 стран.
По просьбе “Поиска” о вопросах, обсуждавшихся на симпозиуме, рассказали его организаторы — первый заместитель директора ИМБП член-корреспондент РАН Олег ОРЛОВ и заместитель директора — главный менеджер проекта “Марс-500” Марк ­БЕЛАКОВСКИЙ (ИМБП):

Олег Орлов: — Замечу, что в Москву приехали не только ученые, непосредственно занятые в эксперименте, но и те, кто по разным причинам в нем не участвовал. Например, американцы из НАСА, японские специалисты. А столь важной встреча стала потому, что подведение даже первых, предварительных итогов многолетней программы — событие в научном мире. Безусловно, нам всем, организаторам симпозиума, приятно было отметить, что иностранные коллеги воздали должное коллективу ИМБП, разработавшему эту программу, успешно выполнившему системный, многоступенчатый эксперимент.
Марк Белаковский: — РАН очень мощно заявила о себе на симпозиуме: доклады членов академии по самым разным вопросам, касающимся медицинских рисков, физиологии человека, биологических и других аспектов, произвели впечатление на ученых. Более 120 человек участвовали в дискуссии о сверхдальних полетах в космос.
Обсуждая итоги эксперимента, коллеги большое внимание уделили разработанным ИМБП методикам отбора экипажа. 520 суток в изолированном от внешнего мира тренажере работали рука об руку люди разных национальностей, культуры и воспитания, говорившие на разных языках. И за все время эксперимента не то что конфликтов, ни одного случая напряженности в отношениях добровольцев не возникло. Это очень важно! Экипаж действовал как единый организм. И сделал очень много, выполнив всю намеченную программу, а это ни много ни мало 106 экспериментов. Даже свободное время было расписано настолько четко, что “марсиане” успевали восстановить силы, их настроение оставалось ровным, спокойным.
Сейчас в Роскосмосе обсуждается вопрос, как использовать этот, безусловно, драгоценный опыт, наработанный ИМБП, при подготовке космонавтов для сверхдальних полетов на Луну, Марс, астероиды. Отмечу, что многие страны, ведущие космические исследования, но не посылающие корабли в околоземное пространство, как, скажем, Италия, Испания, Малайзия, Республика Корея, заинтересованы в новых программах ИМБП и готовы в них участвовать.
О.О.: — Очень важна инновационная составляющая наших программ, то новое, что они приносят в повседневную жизнь. В нашем эксперименте под руководством всемирно известного кардиолога профессора Р.Баевского изучалось влияние климатоэкологических факторов на степень напряжения физиологических систем организма. Наряду с участниками проекта “Марс-500” проведено обследование добровольцев в различных регионах России, а также в Германии и Канаде. Обработка данных еще продолжается, однако очевидно: их результаты могут быть востребованы специалистами, обеспечивающими здоровье пожарных, транспортников — всех, кто работает в чрезвычайных ситуациях.
М.Б.: — Засидевшийся на Земле человек мечтает о полетах в дальний космос. И какую бы программу он ни принял, куда бы ни решил лететь, проблема подготовки экипажа остается одной из самых серьезных. Потому так важны наши эксперименты. Конечно, с прогрессом техники, появлением ракет и кораблей новой конструкции, ядерных и плазменных двигателей полет, скажем, к Марсу может занять и меньше 520 суток, но все равно будет очень долгим. Возможно, нам предстоит создавать временные поселения на Луне или Марсе. В любом случае космонавты длительное время будут находиться в условиях невесомости. Им предстоит работать на внеземной поверхности, где гравитация значительно меньше нашей, привычной. Все это требует очень серьезного изучения и подготовки. Потому так важны фундаментальные и прикладные медико-биологические исследования.
О.О.: — На заключительном круглом столе участники симпозиума обсудили вопросы медико-биологического обеспечения полетов в дальний космос. Директор проекта “Марс-500”, летчик-космонавт, член-корреспондент РАМН Б.Моруков предложил практические шаги по моделированию отдельных элементов межпланетной программы полетов на борту МКС. По-прежнему актуальны, признали ученые, наземные модельные исследования с участием добровольцев. Очень много предстоит сделать, в частности, для изучения радиационной безо­пасности. Подобные опыты иначе, как на животных, не осуществить. Это отдельная проблема, в том числе и этическая. Еще одна сфера наших интересов — влияние на человека магнитного поля Земли. Поэтому целый ряд очень важных исследований предстоит провести с помощью биологических спутников, начиненных всевозможной аппаратурой, биологическими объектами, растениями, семенами, модулями с животными.
В прошлом веке было запущено 11 биоспутников, в том числе с участием 12 обезьян. Мы получили ответы на ряд принципиальных вопросов, касающихся влияния космоса на человека, рисков пребывания в невесомости. Благодаря экспериментам на крысах удалось, например, доказать, что многие отрицательные эффекты невесомости можно предотвратить, в частности, с использованием искусственной силы тяжести. В этих исследованиях ИМБП очень активно сотрудничает с другими институтами РАН. При этом академия, на наш взгляд, должна вести себя более активно, я бы даже сказал, агрессивно, то есть задавать тон, подчеркивая свою главенствующую роль в этих проектах.
Участники симпозиума были единодушны: ученым необходимо вместе анализировать и обобщать результаты программы “Марс-500”, вместе вести дальнейшие исследования. Не конкурировать друг с другом, а сообща разрабатывать общую программу действий, возможно, под эгидой Международной академии астронавтики.
М.Б.: — Участники симпозиума отмечали чрезвычайно важную роль общественности в поддержке планов изучения космоса. “Марс-500” — блестящее тому подтверждение. Международный проект вызвал колоссальную заинтересованность. Стоило нам бросить клич о начале формирования экипажа добровольцев, как в ИМБП, Европейское космическое агентство стали поступать заявки — более 6 тысяч из 40 стран! За ходом эксперимента следил чуть ли не весь мир. Мы судили об этом по количеству ссылок в Google, достигшему 400 миллионов. Пришла масса писем, причем очень много от детей. Это не просто знак внимания, это свидетельство мировой поддержки наших программ. И об этом надо помнить при разработке дальнейших планов. Зерна, посеянные тогда, дали отличные всходы — вот и нужно продолжать обихаживать это “поле”, я имею в виду мировую общественность.
Почти год назад мне посчастливилось участвовать в совещании 12 космических агентств в Киото. Конечно, обсуждался вопрос: куда лететь и как дальше работать — вместе или по отдельности? Куда лететь и когда — так точно и не решили. Зато пришли к единодушному мнению: да, конкуренция между странами, занимающимися космосом, безусловно, существует, однако медико-биологические исследования необходимо вести сообща. Принята была своего рода “дорожная карта” полетов в дальний космос. Исследования решили продолжать на Земле и в космосе, используя МКС и биоспутники.
О.О.: — Нам, организаторам симпозиума, особенно приятно отметить, что коллеги  со всего мира признают главенствующую роль ИМБП в космических медико-биологических исследованиях и ждут от нас продолжения. При поддержке РАН и Роскосмоса мы готовы сформировать новую программу, пригласив для ее осуществления российские и зарубежные научные организации. Вместе мы сделаем новые очень важные шаги на пути в дальний космос.

Записал Юрий ДРИЗЕ