Вопреки принятым правилам. Рейтинги необходимо дорабатывать ради развития страны.

Системы рейтинговых оценок чрезвычайно популярны в мире и последние десятилетия служат основой сравнительного анализа развития и деятельности вузов на международном уровне. В то же время на уровне стран принятые системы имеют ряд ограничений и должны дополняться расширенной оценкой научно-технического и инновационного потенциала. Считаю справедливым замечание ректора МГУ Виктора Садовничего: “Университет представляет страну, является скрепой региона, государства —  все это в глобальных рейтингах не учитывается”, но добавлю, что международные рейтинги университетов, как они сейчас есть, могут тормозить развитие государств из-за своей неполноты, особенно в условиях, когда обостряется глобальная конкуренция.
Рассмотрим ситуацию на примере Тайваня — одного из мировых технологических лидеров. Его успех подтверждается достижениями в области кремниевой электроники, оптоэлектроники, светотехники, биотехнологий и ряда других направлений. Показательным является и выход этой страной в сжатые сроки на первые позиции в точном машиностроении, станкостроении. Тайвань, например, освоил масштабный выпуск 5-6 продуктов, от которых в значительной степени зависит весь мир: материнских плат, жидкокристаллических дисплеев, изделий оптоэлектроники и ряда других. На ближайшее десятилетие поставлена задача удвоить число таких продуктов. С этой целью в стране создан мощный консорциум по развитию силовой электроники, сосредоточены усилия на биотехнологиях “зеленого силиконового острова”.
Нельзя не упомянуть и о стремительном росте числа патентов, по которым на миллион жителей Тайвань является мировым лидером, а также по количеству новых изобретений, прошедших стадию коммерциализации и подготовленных к серийному производству. В Industrial Technology Research Institute (ITRI), который, имея около 6 тысяч сотрудников, слывет головным по разработке и внедрению новейших технологий, ежегодное число патентов составляет более 1000. Половину технологий, разработанных в ITRI, внедряют сразу по окончании исследовательских проектов, а 70% из оставшихся (вторые 50% общего числа технологий) находят себе применение за три следующие года. Эти достижения и новые задачи предъявляют высокие требования к развитию высшего образования, поисковых научных исследований, оригинальных инновационных моделей.
Будучи с 1998-го по 2011 годы заместителем губернатора Томской области по научно-технической и инновационной политике и образованию, я специально изучал опыт Тайваня, не раз там бывал. Совместно с Pao-Long Chang, ректором университета Фэн-Цзя, Wenke Yang, директором Центрального научно-промышленного парка Тайваня, опубликовал статьи в журнале “Инновация” (2012 год, №№4 и 8). В них мы провели сравнение национальных инновационных систем Тайваня и Российской Федерации, а также представили анализ развития научно-промышленных парков Тайваня и особой экономической зоны технико-внедренческого типа “Томск”. 
Учитывая сходство в ряде индикаторов высшего образования Российской Федерации и Тайваня, полезно сегодня оценить опыт по преобразованию ведущих тайваньских университетов в исследовательские университеты мирового класса. С этой целью в 2006 году на Тайване был утвержден пятилетний проект, по которому в результате конкурса выделили 11 университетов и определили им дополнительное финансирование — 50 млрд. нтд (новый тайванский доллар, равный примерно тогдашнему курсу российского рубля). Одним из индикаторов успешности работы по проекту было, как и у нас сейчас, число публикаций научных статей в зарубежных журналах. 
В 2013 году мы имели возможность обсуждать результаты проектов в Министерстве образования Тайваня. По оценке заместителя министра образования Тайваня, проект должен был решать кадровые, исследовательские, инновационные задачи по достижению главной цели —  повышения конкурентоспособности Тайваня в мировой экономике. В ходе выполнения проекта значительно выросло число статей: более чем в 1,5 раза увеличили публикации, но возникла проблема с качеством. И для его оценки Министерство образования вынуждено было создать 2 центра в технической и гуманитарной сферах. 
В то же время было зафиксировано, что ориентация ведущих университетов на рост числа публикаций статей снизила возможность кооперации с промышленными партнерами. Был сделан вывод о необходимости реформирования финансирования проекта и выделении до 50% его средств промышленным партнерам с целью усиления связей университетов и промышленности.
Таким образом, опыт Тайваня подтверждает наличие известного и вполне объяснимого противоречия между международными рейтинговыми оценками и коренными задачами развития экономики и конкурентоспособности. 
Что касается Российской Федерации, в 2013 году начался Проект 5-100. Были выделены 15 ведущих вузов, из которых, по крайней мере, 5 должны войти в 2020 году в сотню исследовательских университетов мирового класса. Ключевыми индикаторами проекта выбрали показатели трех ведущих международных рейтингов. Так, для QS World они связаны с количеством иностранных студентов, иностранных научно-педагогических работников, ростом числа статей и их цитируемости. 50% в показателях деятельности университетов приходятся на академическую репутацию и репутацию среди работодателей, эти показатели, как правило, носят отложенный, долговременный характер и не исключают субъективного подхода. Сравнение ведущих вузов России, основанное на принятых во всем мире показателях, обладает очевидной неполнотой для оценки потенциала вузов и его влияния на повышение конкурентоспособности страны. Для государств с развивающейся экономикой на ведущее место выходят задачи проведения прорывных исследований, создания новых технологий, а для России это еще и участие научно-образовательного комплекса страны в кадровом, техническом и технологическом развитии в интересах оборонно-промышленного комплекса. Таким образом, внутри страны замена исходных целей по повышению конкурентоспособности государства на более узкую задачу роста числа и качества научных статей совершенно недопустима. Следует помнить, что для инновационных разработок преждевременная публикация не рекомендуется, а для специальных работ в открытых изданиях вообще невозможна. Надо отметить, что, не обратив вовремя внимание на поддержку авторитетных, прежде всего, академических, журналов России, мы получили резкое падение публикационного престижа в отечественных журналах. Это привело к тому, что часть наиболее сильных результатов отсылается и публикуется в зарубежных изданиях, число которых в последние годы сильно возросло, а на выходе часто — “наши идеи — в технологии партнеров”.
Пришло время провести более точную оценку научно-технического потенциала вузов и научных организаций Российской Федерации, ориентируемую на развитие и повышение конкурентоспособности научно-образовательного и промышленного комплекса страны. Невозможно достичь конкурентоспособности без ориентированной промышленной политики, направленной на заказ по созданию и освоению прорывных технологий совместно с научно-техническим комплексом. Есть положительные примеры выполнения совместных проектов в соответствии с 218-м Постановлением Правительства РФ “О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства” (2010 год), но число этих примеров надо кратно умножить и сделать проектно-ориентированными с целью решения крупных задач. Чтобы интерес промышленности к инновациям возникал на этапе освоения новых технологий, уместно предусматривать компенсации предприятию налоговых затрат, связанных с внедрением, но в случае успешного завершения проектов.
 Приведем конкретный пример реально апробированной модели в Томске. Вот уже 20 лет в ТУСУР (Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники) создают и совершенствуют модель инновационного предпринимательского университета, в котором последовательно развивается инфраструктура научных исследований, внедряются новые образовательные технологии, формируется экосистема наукоемкого технологического предпринимательства.
Подведем некоторые итоги этой работы.
Доля НИОКР в общем бюджете вуза достигла в 2017 году 44%. Такой показатель характерен для сильнейших университетов мира. Объем НИОКР на одного научно-педагогического работника достиг около 1,6 млн. рублей в год — это один из лучших результатов в стране. Доля внебюджетных средств в объеме НИОКР составляет 90%, и этот результат свидетельствует, что исследования востребованы промышленностью. В последнее время прирост объемов НИОКР и количества научных сотрудников ежегодно составляет около 10%.
Созданная среда наукоемкого технологического предпринимательства  включает около 150 компаний, возглавляемых выпускниками и сотрудниками ТУСУР, с примерным годовым объемом продаж наукоемкой продукции около 40 млрд. рублей в год, что составляет почти 80% наукоемкой продукции региона. Этот опыт работы с наукоемким бизнесом во многом объясняет лидерство университета в России по числу проектов, выполняемых совместно с промышленными партнерами по 218-му Постановлению: девять крупных проектов, в восьми из которых вуз — головной исполнитель с общим объемом финансирования 3,5 млрд. рублей. И по ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.”: 8 проектов в 2017-2019 годах с общим объемом финансирования 1,3 млрд. рублей. Вот какого уровня эти проекты.
ТУСУР — признанный лидер в создании наземных испытательных комплексов для тестирования и моделирования систем электропитания космических аппаратов. Причем созданная производственная инфраструктура НИИ автоматики и электромеханики ТУСУР позволяет не только проводить разработку новых приборов и устройств, но и обеспечивать их серийный выпуск для ведущих организаций ракетно-космического комплекса страны, а также для всех космодромов России.
Научно-образовательный центр “Нанотехнологии” ­ТУСУР известен как один из ведущих центров России по СВЧ-наноэлектронике и нанотехнологиям. Разработанные здесь уникальные интеллектуальные продукты и программы существенно продвинули проектирование сверхвысокочастотных монолитных интегральных схем до уровня 60 гигагерц. Благодаря этому успешно выполнены перспективные исследования с ведущими российскими, а также европейскими институтами и организациями Франции, Голландии, Германии.
В сфере робототехники вуз принимает участие в создании глубоководных роботов, способных трудиться на глубинах до 6000 метров. Одновременно при разработке системы технического зрения идут испытания нового типа радаров, обеспечивающих создание беспилотных средств для управления тяжелыми грузовиками, а также наземными и воздушными объектами.
В значительной степени ­все это удается вузу потому, что в университете успешно реализуется уникальная образовательная технология группового проектного обучения (ГПО), обеспечивающая индивидуальную подготовку специалистов и выполнение реальных проектов по техническим заданиям наукоемкого бизнеса. Ежегодно более 300 студенческих проектов выполняются в рамках технологии ГПО, наиболее перспективные из них продолжаются в студенческом бизнес-инкубаторе ТУСУР, первом созданном в 2004 году в России и вошедшим в тройку лидеров студенческих бизнес-инкубаторов страны. Эта система стартапов, дополненная технологическим бизнес-инкубатором, помогает выпускникам начать собственный наукоемкий бизнес. Свыше 50 наукоемких предприятий уже вышли на рынок.
Выстроенная коллективом вуза система, заряженность его на выполнении важных для экономики страны проектов и достижение конечных результатов обеспечили и достойные зарплаты сотрудников университета. Так, по итогам 2017 года четверть научно-педагогических работников вуза получила годовую заработную плату, превышающую один миллион рублей. 
Это хороший старт, чтобы повторить пример Владимира Полякова, выпускника ТУСУР, который организовал в г. Ставрополь крупный промышленный холдинг “Монокристалл” по выпуску синтетического сапфира для нужд радиоэлектронной, светодиодной и часовой промышленности. Предприятие стало лидером с долей мирового рынка около 30%, обогнав японские и тайваньские компании, а его руководитель вошел в список российской части журнала Forbes и является одним из немногих отечественных предпринимателей такого уровня в области наукоемких технологий. 
Именно такие модели необходимо развивать и тиражировать в нашей стране, и парадоксально, что ТУСУР не стал победителем приоритетного проекта Мин­обрнауки России “Вузы как центры пространства создания инноваций”. Одна из причин — недостаточная публикационная активность по сравнению с конкурентами. Это тот случай, когда использование методик международных рейтингов внутри России наносит прямой ущерб целям и уводит от решения задач развития экономики страны. Одновременно выделение сильнейших вузов по Проекту “5-100” должно дополниться задачами технологического развития внутри страны и повышения ее глобальной конкурентоспособности, иначе от решения главных задач экономики государства будут оторваны сильнейшие его вузы.
В заключение сформулирую пять конкретных предложений.
1. Оценка научно-технического потенциала вузов и научных организаций Российской Федерации должна быть увязана с задачей технологического развития и повышения глобальной конкурентоспособности экономики страны.
2. Необходимо создать условия для активизации промышленной политики в области инноваций и укрепления связей с научно-техническим комплексом России. Задачи импортозамещения должны решаться на основе перспективных и новейших технологий, преимущественно отечественных.
3. Пришло время выявить лучшие модели развития вузов в стране за последние 20 лет и тиражировать их, в том числе через подготовку и переподготовку вузовских и межвузовских команд.
4. Для оценки уровня отечественных работ при проведении фундаментальных исследований необходимо продолжить участие вузов и научных организаций в международных рейтинговых сравнениях. Для поисковых исследований и прикладных разработок требуется создать и использовать национальную систему их оценки.
5. С целью повышения публикационной активности и престижа отечественных статей необходимо принять срочные меры по укреплению научно-периодических изданий. Прежде всего академических журналов и научно-технических изданий ведущих вузов. 
 Владислав ЗИНЧЕНКО,
 профессор, доктор физико-математических наук,
 лауреат премии Правительства РФ в области образования

Нет комментариев