34554

На заседании Общего собрания членов Российской академии наук академику Юрию Оганесяну и шведскому профессору Бьорну Йонсону были вручены высшие награды РАН — Большие золотые медали имени М.В.Ломоносова.

Академику Оганесяну медаль присуждена за фундаментальные исследования в области взаимодействия сложных ядер и экспериментальное подтверждение гипотезы существования «островов стабильности» сверхтяжелых элементов. Профессору Йонсону — «за работы фундаментального характера, имеющие основополагающее значение для исследований ядерной структуры и ядерной стабильности экзотических легчайших ядер на границах нуклонной стабильности».

«Юрий Оганесян — ученый с мировым именем в области ядерной физики, в том числе в области взаимодействия и свойств сложных ядер. Его исследования связаны с механизмами взаимодействия сложных ядер, с созданием мощных ускорителей тяжелых ионов, разработкой оригинальных методов изучения редких процессов ядерных превращений», — напомнил, представляя лауреата, главный ученый секретарь президиума РАН академик Николай Долгушкин.

Он добавил, что работы ученого «помимо высокой научной значимости, поднимающей все исследования на новый уровень, укрепляют лидерство России и международные связи российской науки». Так, в 2000-2010 годы под руководством Ю.Оганесяна был открыт ряд химических элементов, а один из них, 118-й, был назван в его честь — оганесон.

Николай Долгушкин также отметил заслуги Б.Йонсона. «Наряду с работами по синтезу сверхтяжелых элементов его исследование ядер легчайших элементов вблизи границ нуклонной стабильности является одной из интереснейших и бурно развивающихся областей ядерной физики. Успех этого направления непосредственно связан с получением пучков ядер, время жизни которых составляет секунды и доли секунды. А профессор является соавтором по получению подобных пучков», — сказал он, пояснив, что эти исследования легли в основу создания действующих и проектирующихся ускорительных комплексов во многих лабораториях мира.