Призы и признание. Награду можно получить и за дипломную работу.

Промышленные предприятия, ставящие серьезные цели на рынке, активно занимаются автоматизацией технологических процессов и производств. А значит, заинтересованы в высококвалифицированных специалистах и соответственно в тесных контактах с готовящими их вузами. В свою очередь, технические вузы испытывают потребность в сотрудничестве с компаниями, ведущими масштабные проекты на российских производственных площадках. Так можно сформулировать предпосылки для проекта, который решила осуществить ООО “Камоцци Пневматика”, в течение 15 лет занимающее ведущие позиции в области производства и продаж пневматики на территории России. В этом подразделении всемирно известной итальянской компании Camozzi разработана программа поддержки вузов, стимулирующая повышение интереса учащихся и преподавателей профильных вузов к данной области техники.
В рамках программы компания “Камоцци Пневматика” оказывает меценатскую помощь Всероссийскому конкурсу выпускных квалификационных работ — он проводится по направлению “Гидравлическая вакуумная и компрессорная техника” и специальности “Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика”. Базовым вузом, взявшим на себя организацию последнего конкурса, был Калужский филиал МГТУ им. Н.Э.Баумана.
В состав комиссии, оценивавшей лучшие работы студентов, входили генеральный директор “Камоцци Пневматика” Алексей Кистиченко и сотрудники Учебно-научного центра компании. Эксперты анализировали и работы целиком, и отдельные их главы, в которых технологическая задача или проблема автоматизации и повышения качества процесса регулирования решалась с помощью пневматической, электропневматической или пневмогидравлической аппаратной части.
Лауреатами конкурса Camozzi стали трое студентов. Они и их научные руководители награждены ценными призами. Первое место занял выпускник Самарского государственного аэрокосмического университета Антон Синяков с дипломным проектом “Разработка цифрового регулятора потока рабочей жидкости для объектов общепромышленного назначения”. Его научным руководителем выступал кандидат технических наук В.Илюхин. Работа выполнена на кафедре “Автоматические системы энергетических установок” СГАУ.
“Подарки — это всегда приятно, — поделился эмоциями Антон. — Но высокая оценка специалистами моих профессиональных достижений куда важнее. Это показатель того, что направление деятельности перспективно и актуально, интересно не только в России. Кроме того, признание стимулирует интерес к работе и дает понимание того, каким должен быть результат”.
На втором месте — выпускница Калужского филиала МГТУ им. Н.Э.Баумана Ольга Гришина, представившая проект “Система наддува топлива маршевой двигательной установки разгонного комплекса”. Она выполняла работу под научным руководством кандидата технических наук А.Сизова на кафедре “Гидромашины и гидропневмоавтоматика” КФ МГТУ.
“Дипломный проект — это итог всей учебы, — сказала, получив награду, Ольга. — То, что мой труд оценен профессионалами, дает основания говорить: шесть лет в МГТУ не были потрачены впустую. Такие конкурсы — дополнительный повод проверить силы, они позволяют выявить свои слабые места и провести “работу над ошибками”.
Третье место присуждено Андрею Алиеву, окончившему Ковровскую государственную технологическую академию. Он выступал на конкурсе с проектом “Комплект пневмооборудования для пневмовакуумных испытаний космических аппаратов”. Работа выполнена на кафедре “Гидропневмоавтоматика и гидропривод” КГТА под руководством А.Михайлова.
“Для меня также важны не призы, а признание, — отметил Андрей. — Любой конкурс — дополнительный стимул, возможность получить приглашение на работу, что, несомненно, приоритетно для выпускников, делающих первые шаги в самостоятельной жизни!”.
Лауреаты получили предложения по трудоустройству в ООО “Камоцци Пневматика” и ценные призы — планшеты Apple iPad 2 и дипломы Camozzi. Научным руководителям выпускников были вручены LED-телевизоры Samsung.
“В большинстве присланных работ применялся комплексный мехатронный подход к решению поставленных задач, что в полной мере отвечает идеологии Camozzi в проектировании систем и машин, — комментирует итоги конкурса А.Кистиченко. — Студенты представили завершенные проекты, макеты и даже промышленные изделия, имеющие жесткую привязку к объектам управления. При их разработке применялись знания в таких областях, как конструирование технологических машин и их узлов, теория систем автоматического и оптимального управления, математическое и компьютерное моделирование, газовая динамика и теория электропневматических систем”.
Встреча производственников и тех, кто готовит для них кадры, — прекрасный повод “сверить позиции”. Одним из гостей церемонии награждения лауреатов стал Евгений Халатов — заведующий кафедрой “Гидропневмоавтоматика и гидропривод” Ковровской государственной технологической академии.
— Евгений Михайлович, насколько полно в ФГОС третьего поколения отражены состав и объем дисциплин пневматического цикла, позволяют ли они готовить специалистов, способных грамотно решать задачи автоматизации процессов и машин средствами пневмоавтоматики?
— Базовая часть профессионального цикла ФГОС включает дисциплины, безусловно, необходимые специалисту по направлению подготовки 15.10.00, — рассказал профессор Халатов. — Вместе с тем, если брать во внимание задачи автоматизации технических процессов, на мой взгляд, целесообразно было бы расширить этот цикл за счет таких дисциплин, как “Управление техническими системами”, “Средства автоматики в технических системах”, “Надежность и диагностика технических систем”.
В нашем вузе при формировании учебных планов бакалавриата и магистратуры в вариативную часть с учетом специфики предприятий и организаций нашего региона были включены дисциплины, связанные с изучением агрегатов и систем пневмоавтоматики: “Пневматический привод и средства автоматики”, “Средства электроавтоматики в гидропневмосистемах”, “Надежность и диагностика гидропневмоприводов” и т.д.
Курсы “Термодинамика”, “Механика жидкости и газов” дают лишь базовые знания. Как показывает опыт, при создании современных систем пневмоавтоматики требуются дополнительные знания, касающиеся газодинамических процессов в трубопроводе, средств подготовки и контроля параметров газа, процессов термостатирования и теплопередачи, автоматических систем управления и регистрации процессов.
— У организаторов Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ есть идея расширить его до международного уровня и привлечь к участию смежные кафедры. Как вы к этому относитесь?
— Идея хорошая. Это позволит установить контакты с преподавателями родственных кафедр, договориться о выполнении совместных научно-исследовательских работ или подготовке учебно-методических материалов.
— Что нужно для активного внедрения тематики, связанной с пневмосистемами, в курсовое и дипломное проектирование?
— Обращение в курсовых и дипломных работах к разработкам и исследованиям в области пневмоавтоматических систем определяется в основном потребностью предприятий региона в специалистах по данному направлению техники. В то же время любому промышленному предприятию, где есть необходимость в средствах автоматизации, например автоматизированные производственные линии, роботизированные комплексы, нужны все более эффективные пневмоавтоматические системы. И вообще, там, где необходимо использование высокоточных и высокодинамических систем, работающих в широком диапазоне изменения температур, не требующих сложных конструкций источника энергии, пневматика, безусловно, является предпочтительной.
Как заявили на церемонии награждения организаторы конкурса, Camozzi собирается проводить его и в дальнейшем. Разработаны мероприятия, которые должны стимулировать интерес руководителей кафедр, преподавателей и студентов. Прогнозируется, что уже в следующем году количество участников всероссийского конкурса возрастет вдвое, а через несколько лет он получит международный статус.

Александр ХАРЧЕНКО
Фото Виктории СУРОВЕНКОВОЙ

Нет комментариев