Плюс один

В человеческом теле открыли новый орган, который может способствовать распространению раковых клеток. Об этом сообщает New Scientist.
Открытие в организме человека сети заполненных жидкостью канальцев, которая может оказаться ранее неизвестным органом, было сделано случайно в ходе рутинной эндоскопии — обследования желудочно-кишечного тракта с помощью миниатюрной видеокамеры. Эта процедура позволяет рассмотреть внутренние ткани на микроскопическом уровне. Группа врачей-исследователей, изучая желчевыводящие протоки, ожидала увидеть их в окружении плотного тканевого слоя, но вместо этого обнаружила нечто непонятное и обратилась к патологу медицинского факультета Нью-Йоркского университета (New York University School of Medicine) Нилу Тейзе (Neil Theise). С помощью такого же эндоскопа Тейзе увидел то же самое под кожей в собственном носу. Последующее изучение других органов позволило предположить, что сеть канальцев с жидкостью существует в организме повсюду. Тейзе считает, что такой сетью может быть окружена каждая ткань человеческого тела, в особенности органообразующие ткани. О неизвестной ранее сети канальцев ученые сообщают в журнале Scientific Reports. По подсчетам авторов, открытый ими орган может содержать около одной пятой всего объема жидкости человеческого организма. “Мы полагаем, что эта сеть канальцев работает как амортизатор”, — приводит слова Тейзе New Scientist. Прежде этот пока безымянный орган не видели, потому что стандартные подходы, применяемые при визуализации человеческих тканей, лишают канальцы жидкости, и коллагеновые волокна, которые обеспечивают всю структуру сети, из-за этого слипаются друг с другом. Канальцы схлопываются и под микроскопом выглядят как плотный слой ткани, а не заполненная жидкостью “буферная емкость”.
Наряду с защитной функцией новоявленный орган может способствовать распространению рака. Когда Тейзе изучил образцы, взятые у людей с инвазивными, то есть выходящими за пределы пораженного органа, раками, он обнаружил признаки попадания раковых клеток в его канальцы, ведущие непосредственно в лимфатическую систему. “Как только клетки попадают в канальцы, их выносит дальше с потоком жидкости, и мы видим новую возможность для распространения опухолевых клеток”, — говорит Тейзе. Сейчас вместе с коллегами он выясняет, можно ли, анализируя жидкость внутри этих канальцев, разработать метод ранней диагностики раков. По мнению патологов, новый орган может быть связан с другими заболеваниями, в частности, эдемой — скоплением жидкости в полостях и тканях тела. Другая неизвестная ранее система организма, также состоящая из каналов, была обнаружена в 2012 году в головном мозге мышей. Это так называемая глимфатическая система, по которой циркулирует спинномозговая жидкость. Распределенные вдоль мозговых артерий каналы из вспомогательных клеток нервной ткани, глии, могут обеспечивать самоочистку головного мозга.