Влияние — сила. Социальные инновации привлекают внимание ученых.

По реальным потребностям

Под модернизацией в России чаще всего понимают разработку и внедрение высокотехнологичных новшеств. Но ведь это еще и социокультурный феномен! При сведении модернизации только к совершенствованию технологий ради повышения благосостояния граждан теряется ее связь с реальными потребностями общества. В эпоху глобализации человечество столкнулось с  множеством социальных, экономических, экологических проблем, требующих решения. В поисках причин торможения реформ все большее число ученых обращается к теме социокультурной модернизации. В научных кругах высказываются предположения о ее первичном характере по отношению к экономическим или политическим преобразованиям. Как показывают специальные исследования, многие люди в России хотели бы переустроить те или иные области своей жизни, но не могут этого сделать: их намерения и возможности блокированы целым комплексом барьеров — ментальных, институциональных и других. В Европе же социальные инновации уже начали заметно влиять на общество и поэтому стали предметом научного изучения. Например, проект SI-DRIVE (Social Innovation: Driving Force of Social Change — “Социальные инновации: движущие силы социальных изменений”), включенный в Седьмую Рамочную программу Евросоюза, реализовывался в течение четырех лет известными европейскими научными институтами. От России единственным его участником стал Вологодский научный центр РАН (ВолНЦ РАН). Итоги этой масштабной работы ученые подвели зимой 2018 года. 
От практики к теории
О задачах проекта SI-DRIVE и вкладе вологодских специалистов в это международное исследование рассказала директор ВолНЦ РАН Александра ШАБУНОВА (на снимке). 
— На новые вызовы не всегда можно ответить, используя традиционные методы и средства, — подчеркнула А.Шабунова. — Ключевая идея проекта SI-DRIVE заключалась, прежде всего, в углублении знаний о социальных инновациях как движущей силе трансформации общества. Необходимо было наработать теоретическую и методологическую базу для их изучения. Важная роль отводилась анализу существующих в разных регионах мира социальных практик. 
По словам эксперта, ученые уделяли большое внимание поиску как общих, так и особенных для той или иной страны черт практической реализации социальных инноваций и определению их роли в достижении высокого качества жизни населения. Участники проекта ставили перед собой практическую задачу  разработать рекомендации по развитию социальных инноваций и в глобальном масштабе, и для конкретных государств и регионов. Специалистам ВолНЦ РАН сотрудничество в этой программе, помимо прочего, дало опыт работы в подобных масштабных исследованиях и возможность расширить научные контакты.
— Александра Анатольевна, что позволило центру войти в европейскую программу? И насколько Россия заинтересована в ее результатах?
— К моменту включения в Седьмую Рамочную программу ЕС Вологодский научный центр РАН (ранее Институт социально-экономического развития территорий РАН) уже представлял собой динамично развивающееся научное учреждение с молодым и при этом квалифицированным, перспективным научным коллективом. Средний возраст сотрудников организации и сегодня составляет 34 года. К тому времени, как нас приняли в состав научного консорциума, состоящего из 26 стран, ученые ВолНЦ РАН уже активно осваивали европейское пространство: участвовали в научных стажировках, выигрывали международные гранты. 
Включение в исследование сразу показало: мы выбрали правильный вектор. Для России, где гражданская активность населения весьма низка, тема развития социальных инноваций — относительно нового для нас явления — была и остается чрезвычайно актуальной. В отличие от Европы, где гражданское общество более развито и активно, у нас эти инициативы идут “сверху”. Понимая их важность, органы власти стимулируют процессы социальной активности в приоритетных для государства направлениях. Один из примеров — закон №442-ФЗ об НКО и социальном обслуживании населения, вступивший в силу в 2015 году.
Между тем ожидаемого эффекта от принятия таких мер пока нет, и не только в силу административных или финансовых причин. Внедрению социальных инноваций препятствуют в том числе и ментальные особенности населения, которое с осторожностью относится к нововведениям, изменяющим привычную реальность. Проблемы при реализации подобных проектов вызваны также низким уровнем доверия к деятельности социальных предпринимателей как представителей бизнеса, а также непониманием природы инноваций такого рода. По данным исследовательской группы “ЦИРКОН”, заметная доля россиян (48%) в решении общественных проблем полагается только на государство и лишь 4% — на негосударственные структуры. Но, несмотря на все трудности, социальные инновации внедряются и у нас в стране — чаще всего в области здравоохранения, образовании, сфере досуга, занятости, экологии и др.
Но что, собственно, такое социальные инновации? По словам Александры Шабуновой, единого мнения на сей счет в мировой научной среде и управленческой элите не сложилось. Об этом свидетельствовали и анализ теоретико-методологических основ социальных инноваций, и глобальное картографирование, выполненное в рамках проекта на основе более тысячи кейсов социальных практик, которые были собраны в восьми крупнейших регионах мира. Тем не менее участники проекта исходили из того, что социальные инновации — это новые сочетания социальных практик, ориентированных на удовлетворение потребностей общества. Важнейшим результатом работы международной команды ученых стало развитие теории социальных инноваций. 
В копилку идей
В общей сложности эксперты изучили 80 проектов, реализуемых в разных странах в различных областях общественной жизни. Директор ВолНЦ РАН привела примеры наиболее интересных практик. 
Китайский проект Xiezhi Hotel — социальная инновация в сфере занятости. В Китае ежегодно пытаются трудоустроиться более пяти миллионов выпускников университетов, и усилий государственных служб занятости не хватает, чтобы решить эту проб­лему. Молодежь ищет работу, прежде всего, в крупных городах, где стоимость проживания достаточно высока, и один из владельцев гостиничного бизнеса решил поддержать молодых специалистов. Xiezhi Hotel помогает им найти работу и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, предоставляя на начальном этапе карьеры дешевое жилье (место для сна). Со временем Xiezhi Hotel стал не только сотрудничать со службами занятости, но и реализовывать собственные программы повышения квалификации. 
Южно-африканский проект MomConnect, реализованный на условиях государственно-частного партнерства, обеспечил информационную связь ожидающих ребенка женщин ЮАР с медицинскими учреждениями страны. С помощью бесплатного мобильного приложения будущие мамы получают своевременную консультацию по вопросам ухода за здоровьем, информацию об услугах здравоохранения, что существенно улучшает качество их жизни.
Еще одну социальную инновацию, придуманную и внедренную в Аргентине, взяли на вооружение также и в Бразилии, Колумбии, Чили и Мексике. Проект Abuelas cuenta cuentos направлен на повышение качества образования, улучшение навыков чтения и понимания у младших школьников через активное участие в этом процессе пожилых людей, которые благодаря такому диалогу поколений получают возможность чувствовать себя нужными обществу. 
Рассказала Александра Шабунова и о ряде российских инициатив, которые попали в поле зрения участников SI-DRIVE. В их числе — московский проект “Мама работает”, который помогает женщинам с детьми в возрасте до трех лет совмещать трудовую деятельность и семейные обязанности. Им предложен широкий комплекс мероприятий по повышению экономической активности: психологическая поддержка, участие в образовательных программах, поиск работы, предоставление рабочего места на дому либо помощь в трудоустройстве с удобным графиком, а также содействие при открытии бизнеса.
Уникальным для России социальным проектом стал культурно-досуговый центр “Забота” в г. Вологда. Реализуемая там программа направлена на повышение активности людей пожилого возраста и вовлечение их в культурно-массовую, кружковую деятельность. В рамках работы центра представителям социально-уязвимой группы населения выдаются дисконтные карты, которые дают возможность получать скидки в сферах торговли и услуг, здравоохранения, спорта, банковского сектора, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. 
Будущему в помощь
— Основные выводы исследования представлены в коллективной монографии “Атлас социальных инноваций — новые практики для лучшего будущего” (Atlas Of Social Innovation — New Practices For a Better Future). Она издана в печатной версии и размещена на интерактивной интернет-платформе по адресу: www.socialinnovationatlas.net. Сама платформа — это тоже результат проекта. Одна из глав атласа подготовлена сотрудниками ВолНЦ РАН (Social Innovation in Russia: Easier Said Than Done), — рассказала Александра Анатольевна. — Эта глава посвящена особенностям российской модели социальных инноваций, проводником которых в нашей стране в большой степени служит социальное предпринимательство, преследующее как общественные, так и экономические цели. Однако отсутствие понятных “правил игры” затрудняет ведение подобного рода деятельности (ведь она нуждается в прочной юридической базе), а также зачастую приводит к субъективному выбору государственными структурами организаций для оказания поддержки. Поэтому в России, прежде всего, предлагается сформировать правовое поле, которое, с одной стороны, регулировало бы взаимоотношения между акторами, с другой, — стимулировало бы инновационную активность населения.
По данным директора ВолНЦ РАН, из 187 российских инновационных проектов, размещенных в базе российского Фонда региональных социальных программ “Наше будущее”, в международный перечень вошли 37: они были представлены на интерактивной карте, разработанной для атласа. В их числе — заинтересовавший зарубежных коллег вологодский опыт по включению талантливых школьников, начиная с пятого класса, в непрерывную систему научной и образовательной подготовки, результатом которой становится эффективная профессиональная деятельность ученого международного уровня. Проект организации в Вологодской области комплексной цепочки подготовки научных и управленческих кадров “школа — вуз — магистратура — аспирантура (докторантура) — повышение квалификации” разработан и реализуется на базе Научно-образовательного центра ВолНЦ РАН. 
Факторы выживания
На вопрос о том, в каких еще результатах исследования, значимых как для мирового, так и для российского научного сообщества, есть вклад ее коллег, Александра Шабунова ответила:
— Ученые нашего центра участвовали во всех этапах реализации проекта SI-DRIVE: от обсуждения теории и методологии исследования до разработки рекомендаций для органов власти по развитию социальных инноваций. Наиболее трудоемкой частью работы стали полевые исследования, а также обработка и анализ полученных данных. Мы проводили социологический опрос руководителей проектов в сферах образования, здравоохранения и занятости, выбирали и углубленно исследовали наиболее интересные, анализировали правовое поле и практику их реализации. Все это позволило сформировать российскую модель социальных инноваций и предложить научно обоснованную систему мер по их развитию. 
Как пояснила эксперт, оте­чественная модель инноваций в социальной сфере сложилась под влиянием старых и новых проблем, решение которых традиционными методами государственного воздействия в силу ряда причин не принесло должного результата. В частности, вопросы занятости незащищенных слоев населения, оказания медицинских услуг людям старшего поколения, доступности качественного образования стоят достаточно остро. 
Наряду с органами власти основными инициаторами социальных инноваций выступают физические лица, бизнес-сообщество и некоммерческие организации, поэтому сегодня важная роль в генерации идей и разработке проектов отводится негосударственным структурам, которые аккумулируют и применяют передовой отечественный и зарубежный опыт на практике. Правовые институты (центры инноваций социальной сферы, государственная система стратегического планирования и т.д.) по большей части формируют вектор для приоритетных направлений этой деятельности. Поддержка инициатив государственными фондами носит ситуативный, а не системный характер, и ее недостаточность, как и ограниченность финансовых возможностей, — ключевые, по мнению практиков, причины слабого развития социальных инноваций в России. 
Многие из таких проектов разрабатываются и выполняются из чистого альтруизма, а их успешность напрямую зависит от целеустремленности лидера и сплоченности его команды. Однако определяющим фактором выживания социальных инициатив остается финансовая устойчивость. 
На основе проведенного в рамках проекта SI-DRIVE анализа ученые предложили ряд приоритетных направлений развития инноваций в социальной сфере, включая разработку на государственном уровне соответствующей стратегии, определение понятных “правил игры”, совершенствование необходимой инфраструктуры и механизмов поддержки такого рода инициатив (субсидии, льготы, правовые консультации и т.д.), а также формирование позитивного образа социального предпринимателя в сознании учащейся молодежи. 
На волне мейнстрима
Резюмируя международное значение результатов исследования, эксперт подчеркнула, что проект SI-DRIVE привел к лучшему пониманию взаимосвязей между политическим полем и социальными инновациями и показал их высокую значимость для решения глобальных проблем общества XXI века и его трансформации. Было доказано, что такие инициативы необходимо поддерживать со стороны органов власти, и четко сформулированы советы управленцам с учетом сложившегося социокультурного и политического контекста. Как и в случае с технологической модернизацией, развитие социальных инноваций зависит от множества предпосылок. Речь идет не только о надлежащем финансировании, но и о создании новых структур для обеспечения участия населения в решении вопросов местного значения, вовлечения отдельных индивидов в общественную деятельность, развития человеческого потенциала, стимулирования сотворчества, расширения прав и возможностей. Важно также направлять усилия не только на разработку и реализацию социальных инноваций, но и на их масштабирование, распространение, на формирование благоприятной для этого среды по всему миру. Следует также учитывать, что развитие инновационных процессов в большой степени зависит от создания необходимых механизмов и вспомогательных структур в рамках государственных стратегий и правительственных программ, от интеграции ресурсов бизнеса и гражданского общества и поддержки со стороны академических и образовательных организаций.
Продолжая развивать научное знание в этой области, вологодские ученые намерены создать теоретико-методологическую основу для совершенствования российской экосистемы социальных инноваций, выявить возможность их применения в решении проблем, стоящих сегодня перед обществом, а также подготовить его к новым вызовам и угрозам. Такая работа уже ведется специалистами ВолНЦ РАН в рамках исследования, поддержанного в 2018 году Российским фондом фундаментальных исследований. По результатам проекта “Экосистемный подход к развитию социальных инноваций в современной России: теория и практика” будут разработаны практические рекомендации для наших органов государственной и местной власти, а также учебное пособие для спецкурса по данной тематике с картографическим сопровождением, адресованное студентам, обучающимся по экономическим специальностям. 
Сотрудничество ВолНЦ РАН с зарубежными партнерами продолжается уже в рамках Европейской школы социальных инноваций (ESSI): в 2018 году центр стал ее полноправным членом. А это обещает будущие совместные исследования и публикации, участие в Летней школе ESSI как в Европе, так и в России. 
В 2019 году на базе Вологодского научного центра РАН запланировано проведение Международной конференции по социальным инновациям. Они, как заметила Александра Шабунова, — “мейнстрим сегодняшнего мирового развития”.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото предоставлено А.Шабуновой

Нет комментариев