35053

В Москве при поддержке РАН проведен VI Московский экономический форум. Он собрал более двух тысяч экспертов: российских и зарубежных ученых, политиков, бизнесменов, представителей профильных ведомств. Среди участников было много молодых ученых, студентов экономических вузов, предпринимателей и общественных деятелей.

На форуме среди прочих обсуждались проблемы науки и образования. Президент РАН Александр Сергеев отметил, что сегодня в первую очередь необходимо решать проблему, связанную с оттоком интеллектуального капитала из России. По его словам, роль науки в жизни страны становится очевидной, однако внимания ей уделяется мало. Нужна скоординированная работа между государством и предпринимателями, а “переговорщиком между двумя площадками”, по его мнению, должна выступить Академия наук.

Александр Сергеев призвал отказаться от Единого государственного экзамена и повысить престиж ученых, вернув “научную часть” в российские школы. Такой шаг, по его мнению, позволит изменить “траекторию образования” и сделать профессию ученого привлекательной.

Позднее президент РАН пояснил журналистам, что сама система ЕГЭ может остаться, но должна быть иной. Отказаться, по его мнению, нужно от экзамена, ориентированного на проверку фактов. Оцениваться должны творческие способности школьника.

— Мы должны очень внимательно посмотреть на проблему утечки интеллекта из страны. Мы почему-то боимся утечки долларов, считаем каждый месяц, сколько туда, сколько сюда. Почему-то никто не считает, как у нас интеллект из страны утекает, — заявил президент РАН. — Задачи, которые мы должны решить, прежде всего связаны с тем, чтобы эта траектория, эта карьера ученого была привлекательной в стране. У нас престиж ученых очень невысок. И, вообще говоря, это начинается со школы. И мы обязательно должны в этой начальной траектории внести существенные изменения. 

По словам заместителя президента РАН, члена-корреспондента Владимира Иванова,  вследствие реформ “мы получили дезинтеграцию в системе управления наукой”: провал в порядке подготовки научных кадров, в численности научных работников, в их квалификации. Система раздроблена и неуправляема, считает ученый. Он с сожалением отметил неудовлетворительные результаты выполнения указов Президента РФ по финансированию науки. 

На III пленарной дискуссии “Социальная политика и человеческий потенциал как основа модернизации России” заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию и науке Олег Смолин заметил, что каждый год Минобрнауки представляет доклад, в котором можно найти немало интересной информации, за исключением главного — основных проблем. Их, по мнению спикера, в системе российского образования не менее двенадцати. Так, по-прежнему невысок статус педагогов. По данным ОНФ, в большинстве регионов указ о повышении зарплат так и не выполнен. Бичом системы депутат ГД РФ назвал бюрократизацию. Кроме того, О.Смолин посетовал на то, что в России нет ни одного электронного университета.

Нет комментариев