35054

В Национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”, который отмечает свое 75-летие, состоялись мероприятия, посвященные знаменательной дате. Главным событием стал визит в НИЦ Владимира Путина, который ознакомился с работой центра, его лабораториями и установками. Президент встретился с руководством Курчатовского института и выступил на совместном заседании президиума РАН и ученого совета НИЦ, где обрисовал задачи, стоящие перед российскими учеными.

— Россия должна быть в числе ведущих стран мира по целому ряду ключевых научных направлений, — сказал В.Путин. — Это, прежде всего, математика, которая является базой для формирования как цифровой экономики, так и для всего научно-технологического развития.

Предстоит совершить кардинальный шаг вперед в области геномных исследований и в материаловедении, выйти на новый уровень в разработке и внедрении конвергентных, природоподобных технологий. По сути, речь идет о широких междисциплинарных исследованиях на стыке математики, физики, биологии, информационных, когнитивных и других наук, отметил В.Путин.

По мнению президента, необходимо развивать научные центры по всей стране и повышать социальный статус исследователей. Глава государства напомнил, что в Послании Федеральному Собранию определил дальнейшие шаги по развитию науки по всей территории страны. Он перечислил проекты по развитию науки в Новосибирске, Подмосковье, Калининграде, Поволжье, в Сибири, на юге РФ, на Дальнем Востоке, которые призваны “существенно усилить нашу конкурентоспособность, стать центрами притяжения для лучших зарубежных ученых, для наших молодых исследователей”.

Владимир Путин назвал ключевые задачи, стоящие перед наукой и страной. Первое, что необходимо, по его мнению, сделать, — это выстроить эффективную современную систему управления научно-технологическим развитием, которая объединит возможности исследовательских институтов, вузов, высокотехнологичных компаний, обеспечит проведение крупных междисциплинарных исследований и быструю коммерциализацию передовых решений. Во-вторых, нужно обеспечить рост финансирования науки и “существенно повысить эффективность использования этих ресурсов”.

— Деньги должны получать те организации, которые добиваются конкретных, значимых результатов, — подчеркнул президент, добавив, что объем бюджетных средств на фундаментальные исследования в ближайшие годы планируется увеличить в полтора раза.

Третья задача — обновить не менее половины приборной базы и исследовательской инфраструктуры ведущих научных организаций. В-четвертых, считает В.Путин, необходимо сформировать целостную систему подготовки научных кадров, обеспечить условия для профессионального роста молодых ученых, чтобы у них были лучшие возможности для исследований, создания научных лабораторий и коллективов, для практического внедрения своих разработок и идей. Пятым, ключевым, фактором технологического прорыва В.Путин назвал талант, компетенции ученых и инженеров и их социальный статус, которым также надо уделять должное внимание.

Выступивший на встрече президент РАН Александр Сергеев в очередной раз с удовлетворением констатировал, что в соответствии с законопроектом о поправках к 253-му федеральному закону Российская академия наук получает значительные дополнительные полномочия, после чего перешел к государственным задачам.

— Жизненно необходимо освоение пространства страны на новом научно-технологическом уровне, — заявил глава РАН. Он рассказал о нескольких проектах, предлагаемых для этого академией: о концепции проекта стратегии пространственных транспортно-логистических коридоров на территории РФ, соединяющих Азиатско-Тихоокеанский регион и Европейский союз, о создании национальной системы космического мониторинга территории РФ и о сетевых проектах развития территории — сооружении по всей стране десятков центров ядерно-лучевой медицины, оснащенных отечественным оборудованием.

Александр Сергеев отметил, что есть регионы, “требующие по разным причинам особого отношения”, например, Дальний Восток и Крым, и для них “необходима отдельная программа научно-технического развития, поддерживаемая из центра”.

Для закрепления в стране научной молодежи глава РАН предложил несколько “якорных” проектов. Это — создание пилотного центра ядерно-лучевой медицины, комплексный проект освоения глубоководных ресурсов Тихого океана и строительство синхротрона на острове Русский. Очень важным вопросом при обсуждении задач пространственного развития страны, по мнению А.Сергеева, является ресурсное обеспечение труда ученых в регионах.

По мнению главы академии, привязка увеличения зарплаты научного сотрудника к региональному уровню привела к очень сильному контрасту в зарплатах ученых, выполняющих исследования аналогичного научного класса и имеющих аналогичное признание в научной среде. Это, по его мнению, приведет к дополнительной миграции ученых в столичные центры и ослаблению интеллектуального потенциала регионов. Александр Сергеев напомнил коллегам, что в прежние времена для обеспечения развития регионов заработная плата в них, наоборот, поддерживалась чуть выше столичной, и использовался региональный коэффициент. Среди возможных путей решения проблемы А.Сергеев назвал “направление некоторых новых средств по повышению зарплаты в рамках выполнения госзадания” и перераспределение госзадания в соответствии с оценкой эффективности и качества работы.

Владимир Путин попросил участников встречи передать ему предложения ученых, чтобы учесть их при выстраивании планов на будущее, и поддержал идею строительства синхротрона на острове Русский во Владивостоке.

Как отметил глава НИЦ “Курчатовский институт” Михаил Ковальчук, проведение совместного заседания — это “знаковая вещь, потому что на самом деле два крупнейших потенциала страны фактически могут быть объединены”. Он подчеркнул, что Курчатовский институт состоялся только благодаря тому, что “идеи, исследования и люди были сосредоточены в академии”. Михаил Валентинович напомнил также, что Курчатовский институт эксплуатирует большое количество мегаустановок, которые “полностью открыты для использования академией”.

В присутствии Президента РФ Александр Сергеев и Михаил Ковальчук подписали соглашение о сотрудничестве между РАН и НИЦ “Курчатовский институт”.