Без языка. Интернационализацию российского образования тормозит плохой английский.

“Наша высшая школа при всех ее замечательных национальных традициях, при том опыте, который был накоплен, развивается сегодня в совершенно иной системе координат, во взаимодействии с общемировым университетским образовательным пространством.  Важно не просто это понимать, но и действовать в таком духе”, — отметил на недавней пресс-конференции в РИА “РосБизнесКонсалтинг” ректор Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ (МГИМО) академик РАН Анатолий Торкунов, отвечая на вопросы об  интернационализации российского ВПО.
Сегодня внутри международного университетского сообщества за хорошо подготовленного, а также платежеспособного выпускника школы или вуза конкурируют не только наиболее престижные американские и британские, но и восточноевропейские учреждения ВПО, предлагающие перспективным абитуриентам невысокую стоимость обучения. Российскую молодежь зарубежные “охотники за головами” также не обходят вниманием. Как рассказал Анатолий Торкунов, недавно он встречался с руководителем французского филиала Гарвардской бизнес-школы, который путешествует по Москве и другим городам, собирая контингент для обучения.  Ректор МГИМО отметил, что практически каждый крупный американский университет имеет собственный центр в странах Азии. К примеру, уже упомянутая Гарвардская школа открыла свои филиалы в Сингапуре, Сеуле, Мумбаи.
На этот общий тренд должны ориентироваться и российские вузы.  Анатолий Торкунов считает, что создание сетевых университетов — очень перспективный путь к интернационализации, и у нас уже есть хороший опыт в этой области. Яркие примеры такого взаимодействия — университеты СНГ и ШОС, в работе которых Россия принимает активное участие. Академик напомнил, что лично он с энтузиазмом отстаивает идею создания Евразийского университета, который мог бы готовить, в частности, специалистов в области образовательной интеграции для региона.
Еще одним важным направление развития интернационализации отечественных вузов должна стать реализация двусторонних и многосторонних программ с зарубежными университетами. “Не просто программ обмена, — подчеркнул ректор, — это давно пройденный этап, а образовательных”. Говоря о своем университете, он сообщил, что в МГИМО на сегодняшний день действуют более 10 совместных магистерских программ с ведущими вузами Европы, готовится такой же проект с китайскими коллегами, ведутся переговоры с Токийским университетом иностранных языков и международных отношений. В этом году открывается новая программа с британским университетом St. Andrews в Шотландии, идут переговоры с Ridgen College в Лондоне. Анатолий Торкунов заметил при этом, что не обязательно добиваться сотрудничества с лучшими вузами мира. Есть не столь широко известные, но высокопрофессиональные специализированные европейские учебные заведения.
Оценивая общий уровень интернационализации российских вузов, ректор МГИМО сказал о высокой активности этих процессов в университетах Москвы, упомянув также ряд региональных, в том числе Петрозаводский госуниверситет и Северный (Арктический) федеральный. Одним из существенных препятствий к выходу на международный уровень деятельности для немалой части вузов России продолжает оставаться языковой барьер. По словам Анатолия Торкунова, корень проблемы уходит во времена СССР, когда иностранным языкам в негуманитарных вузах многих нынешних преподавателей учили “кое-как”: “Обмен можно наладить только в том случае, если доцент или профессор хотя бы относительно свободно читает лекцию, проводит семинар, может реферировать работу, выполненную зарубежным студентом, или подготовить нашего обучающегося к тому, чтобы он на иностранном языке осваивал материал”.
Борьба за улучшение позиций в глобальных университетских рейтингах, как считает ректор МГИМО, помимо повышения качества образования должна включать и активизацию участия в международной академической жизни. Вполне решаемой академик считает задачу повышения уровня цитируемости научных кадров вузов, прежде всего — гуманитариев. Публикация в рецензируемых зарубежных журналах должна стать значимой частью их работы. До недавних пор, по признанию Анатолия Торкунова, многие наши ученые (и он в том числе) не считали это “нужным и важным”, а сейчас данная задача должна быть включена в стратегию интернационализации.
Еще один показатель, требующий существенного изменения, это наличие в университетах иностранной профессуры. Преподаватели из-за рубежа должны проводить в наших вузах не две-три недели, читая короткие курсы или ограничиваясь одной лекцией, как это нередко бывает, а работать в течение семестра. Только так можно получить хорошую статистику для международных рейтингов. Проблема, конечно, в обеспечении требуемого уровня оплаты и пребывания иностранного преподавателя в стране. На это у вузов зачастую нет средств, и того, что выделяется на эти цели из бюджета, на всех не хватает.
Чтобы отечественное высшее образование было востребованным на международном уровне и, в то же время, сохраняло свои национальные ценности и особенности в перипетиях глобальных взаимоотношений, без специальной стратегии не обойтись. Однако, как подчеркнул ректор ­МГИМО, за словом “стратегия” не должно быть пустоты. По его словам, в данной области необходимо “не формулировать высокие лозунги”, а определить ряд конкретных задач. И ставить их надо перед вузами и регионами с учетом имеющегося там образовательного уровня.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
 

Нет комментариев