Время обновления

Человеческий мозг продолжает производить нервные клетки в преклонном возрасте, новые данные в некотором смысле расходятся с одним недавним открытием. Об этом рассказал  Science News.
У людей за 70 в участке головного мозга, связанном с формированием памяти, столько же развивающихся нейронов, сколько и у подростков, а также молодых людей, сообщает апрельский номер специального журнала по клеточной биологии (April 5, 2018 Cell Stem Cell). Открытие предполагает, что гиппокамп продолжает производить новые нейроны в течение всей жизни человека, что противоречит результатам исследования, которые были опубликованы месяц назад и указывали на прекращение нейрогенеза в гиппокампе с окончанием детства. Но апрельские данные согласуются с большим массивом доказательств того, что взрослый головной мозг до определенной степени постоянно обновляется нервными клетками. И если прежние данные говорили об угасании этого процесса со временем, то новое исследование отрицает какое бы то ни было снижение уровня нейрогенеза. Понимание изменений, происходящих в здоровом головном мозге во времени, важно для выяснения механизмов влияния на пожилой мозг таких состояний, как депрессия, стресс и потеря памяти. Комментируя две противоречащие друг другу работы для Science News, эксперт издания Йонас Фризен (Jonas Frisén) из Каролинского института (Karolinska Institute) в Стокгольме отмечает, что на результатах нейробиологического исследования могут сказаться малейшие различия в методологии, такие как различия в хранении изучаемых образцов мозговой ткани или способ подсчета нейронов. По его словам, “новое исследование — самое тщательное на сегодняшний день”.
Группа из Колумбийского университета (Columbia University) под руководством психиатра Мауры Болдрини (Maura Boldrini) изучала посмертные образцы гиппокампа мозга 17 мужчин и 11 женщин в возрасте от 14 до 79 лет. В отличие от предыдущих исследований, где изучались срезы без детализированной медицинской истории, Болдрини с соавторами точно знали, что ни один из доноров мозговой ткани не страдал психическими или хроническими заболеваниями. Ученые имели доступ ко всему гиппокампу, а не к нескольким срезам, что позволило им произвести более точный подсчет нейронов. Стадию развития нервных клеток определяли по белкам, специфическим для каждого этапа нейрогенеза, начиная со стволовой клетки. Хотя число стволовых клеток-предшественников нейронов у людей на восьмом десятке по сравнению с двадцатилетними и было немного меньше, в старом мозге все еще обнаружились тысячи клеток, которые станут нервными. По словам Болдрини, говорить о том, что эти данные означают для мозговой функции, еще очень рано, потому что исследования посмертного материала дают сведения о структуре, но не об активности.