Смета на мечты. Развитие образования обойдется недешево.

Главное — в важном

Экспертов образовательного сообщества страны, собравшихся, чтобы обсудить доклад на тему “Двенадцать решений для нового образования” (www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_ Web.pdf) и выделить наиболее актуальные из предлагаемых в нем проектов, помощник Президента России, экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко напутствовал такими словами: “Резать надо по живому, иначе это будут делать другие, и не факт, что столь же квалифицированно”.
В рамках разработки Стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035-го доклад подготовили Центр стратегических разработок (ЦСР) и НИУ “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) при участии порядка 70 ведущих специалистов со всей страны. Дискуссия состоялась на площадке НИУ ВШЭ в рамках программы XIX Апрельской международной конференции, ежегодно проводимой университетом. Почему не все идеи, обоснованные в документе, должны быть поддержаны в полном объеме, пояснил во вступительном слове к презентации ректор НИУ “ВШЭ” Ярослав Кузьминов — один из руководителей работы над докладом: 
— Здесь содержатся 12 проектов по решению главных проблем образования, которые дают представление о горизонте необходимых изменений. Но перед нашей страной сегодня стоят аналогичные не менее актуальные задачи в области медицины, по социальной стабилизации общества, есть проблема инвестиций в инфраструктуру, поэтому придется выбирать, что из заявленных предложений приоритетно, а чем мы можем поступиться. На мой взгляд, лучше совсем отказаться от каких-то проектов, чем пытаться реализовать их с ресурсами объемом в одну десятую от необходимых. Это мы много раз проходили с известным результатом. 
Для достижения поставленных целей эксперты предлагают использовать возможности государственно-частного партнерства, а также развивающейся цифровой среды как инструмента максимального повышения эффективности затрат. 
Ярослав Кузьминов подчеркнул, что речь идет об изменении целого социального института, то есть о влиянии на жизнь миллионов людей, поэтому необходимо учесть интересы всех субъектов. Все они должны серьезно включиться в процесс выбора направлений, на которых будут сосредоточены усилия и денежные средства. Эти ресурсы, по мнению авторов доклада, должны быть использованы для решения ключевых проблем: повышения качества человеческого потенциала, технологической модернизации, социальной устойчивости и цифровой трансформации в образовании. 
Что-то не так…
Делая акцент на базовых идеях совместного с ЦСР труда, руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин напомнил, что сегодня человеческий капитал — это ключевой фактор глобальной конкурентоспособности. От него зависят производительность труда и инновационный потенциал экономики, он порождает новые знания, а развитие уровня образованности — социальную мобильность и т.д. Качество потенциала наших граждан весьма высоко: по данным Global Human Capital за 2017 год, в десятке стран, имеющих самое большое количество населения с послешкольным образованием, Россия занимает четвертое место, одновременно имея самый низкий среди них ВВП на душу населения и находясь на 89-м месте по индикатору доступности квалифицированных работников. 
— Противоречие — в том, что наш человеческий капитал не капитализирован. Его потенциал высок, но по параметру “использование навыков трудовой деятельности” мы занимаем лишь 42-е место. В государствах с высоким доходом 70% богатства — это человеческий капитал, а у нас он занимает порядка 48%, что немногим больше, чем в странах бедных или ресурсных, — сообщил научный руководитель Института образования “Вышки”. Менее двух процентов школьников России достигают высшего уровня по всем областям базовой грамотности (по данным Programme for International Student Assessment, PISA), она слабо представлена на называемых научных фронтах — наиболее быстро развивающихся областях знаний. 
Все это, считает Исак Фрумин, свидетельствует о том, что “с качеством человеческого капитала что-то не так”. 
— Развивая систему образования, мы, видимо, недостаточно учли, что последние годы востребованность труда, требующего комплексной коммуникации, экспертного мышления, растет, в то время как работа, связанная с рутинными или чисто физическими действиями, нужна все меньше. Успевает ли наша система образования за этим трендом? Судя по всему, недостаточно, — заключил эксперт. 
В докладе перечислен целый ряд признаков и причин отставания. К примеру, отсутствие у выпускников вузов и колледжей универсальных навыков — коммуникации, кооперации, аналитического мышления, креативности, предприимчивости и т.п. — а также недостаточный набор востребованных знаний и умений (цифровых, правовых, финансовых). Усваивание компетенций такого рода не контролируется, в отличие от остальных результатов образования примерно половина студентов не получает в процессе учебы опыт проектной деятельности. По данным Росстата, не по специальности трудоустраиваются порядка 30% выпускников вузов и более 40% молодых людей, освоивших программы СПО. Еще одна проблема — низкий охват взрослого населения России непрерывным образованием. Наш показатель составляет 17%, тогда как, например, в ЕС в среднем он равен 40%. 
Риски — в отказе
Предложенные в докладе проекты развития образования охватывают все его уровни и нацелены не только на обновление и повышение возможностей общей школы, учреждений СПО и университетов, но и, как сказано во введении, “на радикальное усиление вклада сферы образования в экономический рост, технологическую модернизацию, социальную устойчивость и глобальную позицию России”, что в итоге должно нарастить качество жизни ее граждан. 
Шаги по достижению этих целей направлены в сторону обновления системы поддержки раннего развития, цифровизацию школы, решение проблем ее материальной инфраструктуры, обеспечение равных образовательных возможностей для школьников и студентов СПО, модернизации технологического образования и поддержки талантливых детей и молодежи, включая учащихся вузов. Развивать образование для взрослых предлагается в рамках проектов “Запуск системы непрерывного образования” и “Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях”. Первый из них предусматривает, в частности, формирование 200 современных методически и технологически оснащенных центров образования взрослых на базе многопрофильных колледжей, вузов, корпоративных университетов, НКО и других организаций, создание Единой национальной платформы — навигатора образовательных программ и сервисов трудоустройства. 
Второй проект включает передачу университетам региональных бизнес-инкубаторов, бизнес-акселераторов, технопарков и т.п., а также поддержку использования этой инфраструктуры. Предложено также заменить курсы, для преподавания которых на местах не хватает кадров, онлайн-курсами ведущих университетов, а для поддержки программ развития экономики регионов и отраслей — отобрать по конкурсу соответственно 100 и 25 университетов и выделить дополнительные средства на их модернизацию в части образовательного процесса, кадрового состава и формирование перспективных исследовательских и проектных групп.
Обозначая каждую исходную проблему, авторы оценили имеющийся ресурс, просчитали объем необходимых инвестиций, риски отказа от решения поставленных задач и спрогнозировали результаты. К примеру, реализация проекта “Фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, РАН”, потребует за период с 2019-го по 2024 гг. вложений в объеме 781,66 млрд рублей, а на “Экспорт образования” понадобятся 796,54 млрд. В итоге показатели по этим направления должны существенно возрасти, в некоторых случаях — кратно. Так, объем НИОКР и средств, получаемых университетами от управления объектами интеллектуальной собственности в расчете на одного студента, должен увеличиться не менее чем в два раза; как минимум 20 российских вузов будут устойчиво присутствовать в глобальных предметных рейтингах к 2024 году (к 2035-му — 40); доходы от экспорта образовательных услуг к 2024 году вырастут до одного процента (в совокупном объеме экспорта); доля иностранцев в СПО составит 10%, в магистратуре и аспирантуре — 15%. 
Проблема с выбором
Какие проекты эксперты признают приоритетными? Первое обсуждение 12  решений не дало и намека на ожидаемый от специалистов ответ. Большая часть выступивших похвалила труд коллег, признав его своевременным и новаторским. Было предложено популяризовать доклад, сделать его содержание более понятным для широкой аудитории. Кто-то настаивал на детализации того или иного проекта, другие призывали “не мельчить”, дабы не потерять “дизайн” общей картины мечты. При этом каждая из обсуждаемых тем отстаивалась как едва ли не самая значимая для всей системы образования. Тем не менее Ярослав Кузьминов в целом положительно резюмировал итоги дискуссии: 
— Вы защитили все проекты, и это значит, что доклад отражает широкую позицию сообщества по всем направлениям и что он полезен, хотя задача по подготовке к диалогу с государством выполнена не полностью, и у нас есть повестка для дальнейшей работы. 
Спикер обратил внимание на то, что замечания многих участников развивают идеи и содержание проектов. Например, руководитель фонда “Талант и успех” Елена Шмелева предложила обозначить в них роль университетов, ученых, представителей предприятий в совершенствовании общеобразовательных программ и наставнической работе со школьниками, учитывая опыт, накопленный в образовательном центре “Сириус”. По мнению президента группы компаний “Просвещение” Владимира Узуна, усилия по цифровизации следует сначала сосредоточить на старшей школе. Он сообщил, что при поддержке ВШЭ, Министерства финансов, Министерства экономического развития, банка ВТБ и группы компаний “Просвещение” создана и действует команда, разрабатывающая программу участия бизнеса в таких проектах. Реализация ее позволила бы удвоить инвестиции в образовательную сферу. Финансовые модели и “дорожные карты”, по его данным, уже готовы. Ректор Национального ядерного университета “МИФИ” Михаил Стриханов считает, что центрами непрерывного образования должны стать университеты и что необходимо выделить группу ведущих вузов, которые транслировали бы наработанные там квалификации и компетенции в региональные. 
Как пообещал Ярослав Кузьминов, состоится еще целый цикл подобных дискуссий, в ходе которых его коллегам предстоит-таки остановить свой непростой выбор на тех или иных приоритетах, обсудить альтернативные варианты привлечения ресурсов и определить их “социальную цену”.
Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев