С поправкой на сингулярность. Ректоры сверили курсы движения.

Программа прошедшего в Санкт-Петербурге XI съезда Российского союза ректоров (РСР) “Университеты в эпоху больших вызовов” уместилась в один день. Но до чего же он был насыщенным для 600 руководителей российских и зарубежных университетов! Сначала — секционные заседания по направлениям, отражающим роль университетов в создании единого образовательного пространства, в научно-технологическом развитии страны, во взаимодействии со школой и обществом, их международную деятельность. В каждой секции — с десяток ключевых вопросов для обсуждения. Затем — пленарное заседание: для него гостеприимные хозяева Политехнического университета Петра Великого предоставили исторический Белый зал, который помнит времена основателя вуза, министра финансов российского правительства Сергея Витте и первого директора, инженера, изобретателя князя Андрея Гагарина. Недаром, открывая “пленарку”, Президент России Владимир Путин привел слова Витте о том, что правильно поставленный университет есть лучший механизм для научного развития. 

Особенность нынешней эпохи в ее сингулярности, как выразился президент РСР, ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова академик Виктор Садовничий — и Владимир Путин подхватил этот термин — все более ускоряющихся и все менее предсказуемых изменениях технологической и социальной реальности. Ныне к большим вызовам, обозначенным в Стратегии научно-технологического развития России, добавились внешние геополитические факторы: финансовые санкции со стороны Запада дополняются технологическими — это настоящая проверка страны на жизнеспособность. 
Ситуация заставляет с предельной объективностью взглянуть на уже достигнутое, оценить, являются ли наши университеты подлинными локомотивами инновационного развития регионов и отраслей, насколько отлажена их взаимосвязь с индустрией и бизнесом, справляются ли они со своей главной задачей — подготовкой кадров высокой квалификации для цифровой экономики XXI века. Ведь, как заметил ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана Анатолий Александров, знания без инженера технологиями не станут.
И, что интересно, выявляя болевые точки, участники заседаний нередко приходили к выводу, что новое, к которому мы стремимся, — это хорошо забытое и исправно работавшее старое. Были, например, федеральные целевые программы интеграции университетской и академической науки —  полезно бы их возродить в обновленном виде, с привлечением крупного бизнеса, снять межведомственные барьеры. Так, среди национальных исследовательских университетов нет ни одного аграрного вуза — вероятно, потому, что они относятся не к Минобрнауки, а к Минсельхозу. 
У нас создано ядро ведущих вузов, в субъектах Федерации формируется сеть опорных университетов, призванных сгладить дисбаланс в развитии регионов, который негативно сказывается и на высшей школе. Для этого им не хватает интеллектуальных и материальных ресурсов, творческого потенциала. Между тем раньше у каждого ведущего университета были подшефные (тоже слово из подзабытого лексикона) учебные заведения в регионах. Почему бы нынешним вузам-лидерам не возглавить профильные научно-образовательные консорциумы? 
Например, МГУ, СПбГУ, один из федеральных или национальных исследовательских университетов берут обязательства по тематике, актуальной для конкретного региона, помогают организовать в его опорном вузе необходимые кафедры, лаборатории. И уже совместно ведущий и региональный члены консорциума создают научную среду, руководят аспирантами, готовят хайтековские проекты, укрепляют связи с промышленностью, формируют элементы инновационной инфраструктуры, привлекая инвестиции со стороны местного бизнеса. Такой подход позволит не только поднять уровень региональных вузов, но и построить индивидуальные траектории для их выпускников, которые смогут самореализоваться там, где получили диплом, особенно если в начале образовательной цепочки будет региональный ресурсный центр по работе с одаренной молодежью типа сочинского “Сириуса”.
Представивший эту программу Виктор Садовничий предложил назвать ее в честь академика Вернадского, который создавал научные школы в разных университетах страны, и она была поддержана съездом. Как бы порадовался этому ректор Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики Александр Викторов, по инициативе которого еще несколько лет назад был учрежден первый консорциум данного профиля! Хочется верить, теперь его опыт будет востребован.
В нынешних условиях профессиональная мобильность — палка о двух концах: толковые ребята из глубинки, поступившие в столичную магистратуру, домой, как правило, не возвращаются, что развитию регионов не способствует. Была высказана идея привлекать студентов не в магистратуру топовых вузов, а раньше, на 2-3 курсах, когда закладываются основы фундаментальных знаний, а потом возвращать доучиваться в региональные университеты. В рамках программы “Вернадский” такие сюжеты вполне реалистичны. 
Забота о подготовке кадров начинается, как минимум, со школьной скамьи. Поэтому ректорское сообщество берет на себя ответственность за сближение образовательных ступеней, создание учебных кластеров “школа — колледж — вуз”, чтобы одаренный школьник мог творить рядом и наравне со студентом и аспирантом, как повелось в Санкт-Петербургском академическом университете под крылом нобелевского лауреата Жореса Алферова. Президент Союза ректоров Виктор Садовничий прочертил и другие пути, по которым “университеты должны прийти в школу”. Это подготовка педагогов для отдаленных сельских школ, опека талантливой молодежи, включая проведение проектных конкурсов и олимпиад, создание форматов для ранней профориентации, таких, как предуниверсарии, выпускные классы школ, в которых профильные предметы преподают сотрудники вузов.
Помнится, на недавней всероссийской конференции “Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи” в образовательном центре “Сириус” продвинутые старшеклассники рассказывали о своих попытках пройти практику в компаниях, сетуя, что никто их всерьез не воспринимал. Кто, как не университетские шефы, эту тенденцию должны поломать!
Для современного, цитируя Витте, “правильно поставленного университета” поддержка непрерывности и преемственности образования должна быть системной. Она становится одним из критериев оценки вузов по методологии Московского международного рейтинга “Три миссии университета” (образование, наука и общество), созданного РСР при участии авторитетных международных организаций. В ТОП-200 пилотной версии нового рейтинга вошли вузы из 39 стран, в том числе 13 российских университетов, три из них — в первую сотню: значит, наша система высшего образования в числе передовых. Но есть к чему стремиться. Принятие своих, признаваемых в мире правил игры не означает отказа от сотрудничества с другими рейтинговыми агентствами. По такому же принципу ректоры намерены относиться к престижным зарубежным научным изданиям: поощрять публикационную активность наших ученых и в то же время подтягивать российские академические, вузовские журналы до мирового уровня. 
Участники выразили тревогу о состоянии аспирантуры: лишь 14% аспирантов защищаются в отведенные сроки, снизилось качество их подготовки. Во многом это связано с тем, что из научной купели, в которой закалялись кадры, выполнявшие сложные самостоятельные исследования, она превратилась в третью ступень образования. Конечно, есть и более прозаическая причина того, что не все соискатели научной степени достигают финишной прямой. Прошли те времена, когда на 90 рублей в месяц можно было жить и семью кормить. Нынешняя аспирантская зарплата мизерна, а гранты добыть удается далеко не всем. На одной из секций предлагалось даже уменьшить число аспирантов, увеличив им зарплату. Дискуссия продолжилась на пленарном заседании, и, к счастью, возобладала другая точка зрения: аспирантуру следует вернуть в научное русло, численность аспирантов ни в коем случае не сокращать. Причем (это из постановления съезда) просить Правительство РФ повысить им базовую стипендию до уровня прожиточного минимума, исходя из важности подготовки кадров высшей научной квалификации. 
Ахиллесовой пятой остается внедрение научных разработок. Сохраняется привычный статус-кво: бизнес ждет от ученых “упакованной” технологии, а те готовы поделиться открытием, в лучшем случае оформленным как патент, о чем, в частности, говорил такой авторитетный эксперт, как вице-президент НИУ “Высшая школа экономики” Игорь Агамирзян. Разрешить эту коллизию можно единственным способом: если рынок равнодушен к инновациям, именно университеты как интеграторы фундаментальной, прикладной науки и высокотехнологичных производств должны пробудить интерес к ним. Пример “Бауманки” и Санкт-Петербургского политехнического, где инженерные центры встроены в технологические циклы предприятий-партнеров и ежегодно производят инновационной продукции на миллиарды рублей, служит тому подтверждением.
Президент РАН академик Александр Сергеев назвал сразу несколько направлений, в которых лидерство российской науки не трансформировалось в коммерческие результаты. Упущен рынок ядерной лучевой медицины. Та же судьба может постигнуть рынок информации, полученной благодаря дистанционному зондированию Земли, если не поставить и не реализовать задачу по созданию единой динамической электронной карты страны.
Характерно, что Владимир Путин также упрекнул крупные компании в некоторой косности: им легче разработку за границей купить. Правда, сейчас санкции вынуждают их переориентироваться на российский рынок, “приходится мозги включать”. Но и разработчикам глава государства пожелал большей гибкости: сделали что-то — внедряйте, настаивает бизнес на изменениях конструкции, технологии — не становитесь в позу, вносите. Отметив значение малых инновационных предприятий, отпочковавшихся от университетов, он призвал активнее привлекать для продвижения стартапов на нашей территории финансовые ресурсы стран, не имеющих высоких технологий, но тяготеющих к ним, используя в том числе выпускников российских вузов из этих стран (а число иностранных студентов у нас неуклонно растет).
Глава государства призвал ректоров “думать за горизонт”, совместно с коллегами из академических институтов и наукоемких компаний готовить почву для технологических прорывов. Один из таких плацдармов — принятый в прошлом году при активном участии Союза ректоров Федеральный закон “Об инновационном научно-технологическом развитии образовательных и научных организаций”, позволяющий университетам создавать инновационные научно-технологические центры на территориях регионов на приоритетных направлениях развития. Его уже окрестили законом “о технологических долинах”. 
В перерыве пленарного заседания глава государства посетил новый научно-исследовательский корпус Санкт-Петербургского политехнического университета, осмотрел макет создаваемой на его базе технологической долины, ознакомился с передовыми разработками. Он даже не исключил, что лично протестирует скоростной солнечный электромобиль SOL, созданный командой Polytech Solar Team в молодежном конструкторско-технологическом бюро СПбПУ, на предстоящих соревнованиях в Сочи. А в качестве “аванса” расписался на корпусе машины, сделанном из отечественных композитных материалов, и пожелал удачи разработчикам. С напутствием Президента России, с расчетом на природоподобные технологии дорога в будущее открыта.
Аркадий СОСНОВ
Фото: пресс-служба СПбПУ Петра Великого

Нет комментариев