Барьеры в головах. Немногие вузы и ссузы дружелюбны к студентам-инвалидам.

Молодым людям с ограниченными возможностями здоровья необходима не столько социальная поддержка, сколько создание условий для получения образования и профессиональной самореализации. Эту задачу в той или иной мере решают сегодня многие вузы по собственной инициативе, однако для того, чтобы инклюзивное образование в высшей школе утвердилось, необходима единая общероссийская система соответствующих правовых, финансовых, информационных, инфраструктурных институтов, а также системное взаимодействие высших учебных заведений. Об этом говорили участники межвузовского онлайн-совещания “Новые механизмы адаптации в вузах студентов-инвалидов”, объединившего представителей около 200 вузов из всех федеральных округов России. Оно было организовано в Международный день защиты детей Российским союзом ректоров в рамках программы “Талант преодоления” на базе Московского экономико-статистического университета.
В организации работ по развитию безбарьерной среды вузы ориентируются на государственные приоритеты в этой области. Ирина Терехина, консультант Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России, рассказала о мерах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, для получения инвалидами среднего и высшего профобразования, нарисовав общую картину. По приведенным ею данным, в 2011 году по всем формам обучения в государственных и муниципальных вузах обучалось более 19 тысяч инвалидов, в государственных ссузах — более 13 тысяч. Преимущественно они получают среднее и высшее профессиональное образование в обычных образовательных учреждениях. Вместе с тем в системе органов соцзащиты есть ряд техникумов и колледжей-интернатов, предоставляющих образование только инвалидам, и есть вузы, где получают обучение только представители этой категории (например, Московский государственный гуманитарно-экономический институт). По данным проведенного Минобрнауки РФ в 2010 году мониторинга наличия условий для обучения инвалидов в подведомственных вузах, к началу этого года беспрепятственный доступ инвалидов на свою территорию обеспечили не более 5% от общего количества учреждений. Частично такие условия были созданы в 25% вузов.
По словам И.Терехиной, в проект разработанного Минобрнауки РФ Федерального закона об образовании включены нормы, регламентирующие особенности получения образования инвалидами, в том числе предусматривающие создание в образовательных организациях специальных условий для них, а также учет этих специальных условий при определении нормативных затрат на образовательную деятельность. Министерство также рекомендовало вузам включать в программы развития соответствующие разделы. Поставлена задача к 2020 году увеличить долю образовательных учреждений среднего и высшего образования, здания которых приспособлены к обу-чению лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 20%. Соответствующие мероприятия будут предусмотрены в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2012-2020 годы, которая сейчас разрабатывается в Минобрнауки России. К сожалению, пока крупных программ, поддерживающих создание безбарьерной среды в вузах, нет. Существует только госпрограмма “Доступная среда”, одно из мероприятий которой направлено на создание сети школ, обеспечивающих совместное обучение инвалидов с нормально развивающимися сверстниками, ссузы и вузы туда не вошли. В ФЦПРО будут два направления: работы с федеральными вузами, подведомственными Минобрнауки, которым будут предоставляться средства на развитие безбарьерной среды и развитие дистанционного образования, и поддержка региональных программ, то есть субсидии будут даваться субъектам РФ для решения проблемы в подведомственных им вузах и ссузах.
В организации вузовской работы по созданию доступной среды большую роль играет позиция региональных властей. Диалог столичных вузов с правительством Москвы — один из самых успешных. Маргарита Русецкая, начальник управления комплексного анализа и стратегического развития образования Департамента образования Москвы рассказала, что в городе принята государственная программа развития столичного образования на ближайшие
5 лет с общим финансированием полтора триллиона рублей. Подпрограмма “Высшее образование” составляет 50 млрд, и в ней предусмотрены отдельные мероприятия по обеспечению условий для образования лиц с инвалидностью. “Объем их финансирования по сравнению с общим объемом, на наш взгляд, недостаточен — около 20 млн рублей, но лиха беда начало! Это уже повод для сотрудничества”, — заметила М.Русецкая.
В ходе выступлений было уточнено понятие “безбарьерная среда” — на Западе уже давно используют определение “доступная” или “универсальная” — то есть удобная для всех. О принципах организации и направлениях вузовской деятельности по формированию такой среды рассказал директор Головного учебно-исследовательского и методического центра МГТУ им. Н.Э.Баумана Александр Станевский, об особенностях архитектурной доступности вузов — координатор научно-образовательных мероприятий “Безбарьерная универсальная среда” Московского государственного строительного университета Илья Дуничкин.
Но, как заметил Бронюс Айсмонтас, декан факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета, “самое сложное — преодолеть барьерность нашего мышления”. Он выступил за интеграцию образовательных ресурсов, создание Федерального ресурсного центра, где разрабатывались бы рекомендации по созданию учебных ресурсов для людей с разными видами инвалидности, комплексных программ психолого-педагогической реабилитации инвалидов.
О собственном опыте организации безбарьерной среды и взглядах на проблемы, связанные с ее созданием, рассказали также представители Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Новосибирского государственного технического университета, МГУ имени М.В. Ломоносова, Южно-Уральского государственного университета и других вузов России. Координировать процессы по развитию вузовской инклюзии участники межвузовского совещания предложили Российскому союзу ректоров.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев