Поиск - новости науки и техники

Балансировка с рискам. Профобразование модернизируют с оглядкой на сюрпризы.

“Консолидация системы профобразования в субъектах Федерации – тренд, которому не надо сопротивляться. Этот процесс надо сделать управляемым, целевым, что позволит модернизировать образовательную сеть. Пассивность здесь неуместна”, – заявил, выступая на семинаре в Федеральном институте развития образования (ФИРО), первый заместитель его директора, руководитель Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей (НАРК) Александр Лейбович.
Мероприятие было посвящено итогам реализации проекта “Разработка стратегии и формирование методологии модернизации профессионального образования в целях реализации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации”. Его идеологами и исполнителями выступили НАРК, компания IBS (Информационные бизнес-системы), а также Национальный фонд подготовки кадров и ФИРО. В 2009-2010 годах в пилотном режиме к проекту подключились регионы, получившие поддержку при создании или корректировке собственных программ развития системы профобразования.
Одним из основных результатов выполнения этого проекта стала Типовая программа модернизации системы профессионального образования субъекта РФ. Главная тема докладов семинара – меры по изменению ситуации в сфере НПО и СПО.
Заместитель гендиректора ООО “ИБС Экспертиза” Дмитрий Садков напомнил, что основной целью проекта является приведение в соответствие структуры образования с потребностями рынка труда. Поэтому необходимо определить кадровые потребности регионов с различной структурой экономики и уровнями развития системы профобразования. Еще одна задача, поставленная в проекте, – совершенствование системы оценки качества образовательных программ, их соответствия запросам работодателей. Исходя из этих целей формировались методологические подходы и принципы программы, на начальном этапе проводились короткий аудит системы профобразования, анализ состояния рынка труда, изучалась потребность бизнеса в традиционных и новых специальностях, готовилась нормативно-правовая база. Замечания и комментарии, полученные от представителей регионов на семинарах и конференциях в ходе реализации проекта, были включены в сопроводительные документы и материалы. По словам Дмитрия Садкова, эффекты от реализации проекта должны проявиться в реагировании рынка профобразования на изменения рынка труда, корректировке перечня специальностей, выстраивании продуктивных отношений с работодателями, рациональном использовании образовательных ресурсов регионов, положительных изменениях в социальной сфере и других результатах.
Представители пилотных регионов в целом выразили удовлетворение моделями и механизмами, апробированными на местах, и доложили о создании собственных программ развития образования, по большей части уже согласованных с властными структурами и утвержденных. Выяснилось, что в каждом случае присутствует специфика подходов к решению насущных и стратегических задач, определяемая экономической ситуацией и состоянием образовательной системы в субъекте, создаются новые формы взаимодействия с властными и производственными структурами.
Так, в Тверской области, определив приоритетные направления развития экономики, сформировали отраслевые советы работодателей. Их представители введены в состав региональных аккредитационных и аттестационных комиссий, участвуют в согласовании образовательных программ и критериев аккредитации.  В Пермском крае разработали модель оценки эффективности профобразования в регионе, предусмотрев блок из 10 показателей под названием “Гарантия качества образовательных услуг”. Предполагается, что он может стать основой для формирования рейтингов надежности деятельности учебных заведений края.
В Забайкальском крае в отличие от других территорий не форсируют  реструктуризацию образовательных учреждений НПО и СПО. В 2008 году здесь на уровне субъекта для них утвердили типовой объем контингента – 200 и 300 человек соответственно, и вопрос преобразования учебного заведения ставится только при снижении этого показателя. На случай, если новый ФЗ об образовании ликвидирует НПО, подготовлен план, согласованный с работодателями и обсужденный на Совете директоров учреждений НПО и СПО. Он предусматривает создание шести двухуровневых образовательных учреждений. Забайкальцев трудно заподозрить в консерватизме: с 2003 года председателями итоговых государственных аттестационных комиссий здесь становились представители работодателей. В 2008-м министерство расценило это как серьезное нарушение, а сегодня политика руководства изменилась, и прогрессивные начинания Забайкалья дали повод для включения этой территории в число пилотных.
Все выступавшие на семинаре отметили, что успех программ во многом будет зависеть от поддержки формирующихся современных территориально-отраслевых кластеров со стороны областного и краевого руководства, от объединения средств регионов и федеральных ресурсов. Как свидетельствовали докладчики, руководство субъектов демонстрирует понимание значимости модернизации профессионального образования для социально-экономического развития регионов и готовность участвовать в реализации программ, однако в ряде случаев финансовое участие обещано лишь при условии ощутимых эффектов, так что пока достижения “пилотников” по большей части воплощаются на средства, выделенные в рамках проекта.  
Ожидается, что проектные наработки будут использованы в других регионах. Обращаясь к участникам семинара, директор ФИРО Александр Асмолов предупредил об ожидаемых рисках и сюрпризах, связанных с предвыборной гонкой и серьезными изменениями в образовательной системе страны. Надежность всех прогнозов и эффективность прогрессивных начинаний будут серьезно зависеть и от возможных манипуляций с приоритетами в образовании в ходе избирательной кампании, и от содержания окончательной редакции вышеупомянутого ФЗ.
Кроме того, Александр Асмолов отметил, что укрупнение профобразовательных учреждений происходит в условиях внедрения нескоординированных на разных уровнях новых ФГОС и это может сказаться на качестве подготовки выпускников. Именно проблему качества профобразования предложил считать первоочередной Александр Лейбович: без ее решения, по его словам, все прогнозы теряют смысл. Какая разница, сколько плохих специалистов будет подготовлено для страны? 

Татьяна Возовикова

Нет комментариев