Не жалея локтей. Академия наук поборется за сельское хозяйство.

В новом майском указе Президента РФ Владимира Путина “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” среди приоритетных национальных проектов сельскохозяйственные не указаны, хотя перед агропромышленным комплексом все же поставлена задача: производить продукции на 45 млрд долларов США в год. На это обратил внимание президент РАН Александр Сергеев, проводя заседание Президиума Академии наук, посвященное вопросам научного обеспечения реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы.
Впрочем, документов, касающихся развития сельского хозяйства, в стране принято уже немало. Среди основных: Стратегия научно-технологического развития РФ, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (это уже вторая редакция программы, выполняемая, начиная с 2006 года), Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы.
Природно-ресурсный потенциал России вполне достаточен для эффективного ведения сельского хозяйства: мы имеем 20% мировых запасов пресной воды, 52% мировых черноземных почв, 116 млн га пашни, 9% мировых объемов производства минеральных удобрений. На каждого гражданина РФ приходится 1,5 га сельхозугодий, что, кстати, в три раза больше среднемировых значений. В России собраны 365 тысяч единиц хранения генофонда растительных ресурсов (это четвертая по величине коллекция в мире). В РФ — 557 природно-климатических зон, где можно сажать и сеять, пасти скот, собирать урожай.
Как отметил А.Сергеев, руководство страны уделяет большое внимание развитию сельского хозяйства, а перед академией поставлена задача “сохранить положительную динамику последних лет” и усилить ее за счет науки.
О научном обеспечении развития агропромышленного комплекса РФ Президиуму доложил академик-секретарь Отделения сельскохозяйственных наук Юрий Лачуга (на верхнем снимке).
По словам Юрия Федоровича, к 2018 году доктрина продовольственной безопасности в целом выполнена, за исключением производства молока и молочной продукции. 
— Обращу внимание, что в 2017 году сельское хозяйство России впервые сравнялось по объему сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах) с 1990 годом и перешагнуло этот рубеж, — сказал Ю.Лачуга. 
Докладчик отметил, что самым важным направлением является производство зерна. Он доложил, что сбор зерна в РФ в 2017 году составил 134,1 млн тонн, в том числе пшеницы — 85,8 млн тонн при урожайности 3,1 тонна с гектара. 
— Никогда столько не собиралось, — сказал он. — Это рекордные показатели в нашей стране. Даже в СССР не было таких результатов. 
Однако, как выяснилось из рассказа академика, 1-й и 2-й классы зерна мы имеем лишь в качестве “следов в урожае зерновых этого года и предшествующих лет”. Дело в том, что качество получаемой пшеницы характеризуется пятью классами (первый — самый высший, пятый — низший, кормовой). На хлебопечение идет 3-й класс зерна. Но если в 1980-1988 годах пшеница 3-го класса в урожае составляла 80% (среднее значение), в 2012-м — 48,2%, то в 2017 году — только 25%. 
— В результате сокращения производства зерна, идущего на хлебопечение, мы вынуждены подключать для этого четвертый и даже пятый классы, — сказал Юрий Федорович, отметив, что этой ситуацией обеспокоены и ученые, и чиновники Министерства сельского хозяйства.
Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, во Всероссийском НИИ зерна и продуктов его переработки был разработан новый продовольственный стандарт пшеницы, который будет введен в действие с 1 января 2019 года. Правда, академик не пояснил, каким образом стандарт изменит эту ситуацию, когда это произойдет и что делать простому потребителю с заплесневевшими батонами сейчас.
Юрий Лачуга сообщил, что на формирование урожая влияют семена, удобрения и химические средства защиты растений, сево-
оборот и предшественники, природно-климатические условия, а также техника и технологии. Последние в нашей стране пока оставляют желать лучшего, что значительно снижает достижения в отрасли. В основе же успешного сельского хозяйства лежит “треугольник”: кадры, семя и племя.
С семенами дело обстоит неплохо: за 2017 год ученые отделения сельскохозяйственных наук выдали на-гора 295 новых сортов и гибридов семян растений, которые используются в сельскохозяйственном производстве. Урожайность зерновых культур достигла 12-13 тонн с гектара, причем эти сорта находят свое применение во многих странах мира. 
Хочется надеяться, что и в России тоже, потому что, например, доля зарубежных сортов засеваемой сахарной свеклы составляет 96,9%, под солнечника — 70,2%, кукурузы — 45,1%. Успокоила только статистика по картофелю и сое: здесь “иностранцы” занимают лишь 1,9% и 9,9% соответственно.
Юрий Федорович рассказал про состояние отечественных почв (оно не ахти), производство отечественных удобрений (из 22 млн тонн, произведенных в России, в нашу землю попадают только 3 млн тонн, остальное уходит зарубежным фермерам), успехи и проблемы животноводства (говядины пока не хватает), создание и развитие селекционно-генетических центров и о переходе к системе геномных технологий, про технику, которая работает на полях (иностранная, как ни странно, лучше отечественной), про сотрудничество с учеными других отделений РАН. Он отметил, что село сегодня недополучает финансово-экономическое обеспечение для своего развития и… навоз — на каждое поле нужно вносить 7-8 тонн органических удобрений, а разбрасывается не более одной тонны.
— Так почему нет отдельного национального проекта? И какова здесь роль РАН, по вашему мнению? — спросил докладчика Александр Сергеев.
— Мы предлагаем создать рабочую группу с острыми локтями, чтобы пробиваться в эти программы. Это одно из важнейших направлений научных исследований, и мы это записываем в наши тематические планы, — ответил тот.
— Мне кажется, потенциал большой, но мы здесь как-то недорабатываем, — заметил Александр Сергеев.
Ситуация “требует более серьезного отношения”, заявил глава ФАНО (заседание состоялось до упразднения агентства) Михаил Котюков. Он отметил, что академические институты принимают участие в мероприятиях по научному обеспечению развития АПК. Правительство РФ уже утвердило подпрограмму развития селекции и семеноводства картофеля в РФ. Именно эта подпрограмма должна стать прообразом для реализации мероприятий по другим приоритетным направлениям ФНТП и Стратегии научно-технологического развития России. Две другие подпрограммы — по сахарной свекле и мясному кроссу — пока находятся на стадии подготовки, пояснил М.Котюков.
— Пока то, что было в докладе, не очень соответствует поставленным проблемам, — сказал он. — Должна быть включенность и вовлеченность всех отделений РАН в решение задач. Хотелось бы видеть содоклады от основных отделений. И проект решения странный — нет там этих направлений. И не видно, кто будет за это отвечать.
Выступлений было еще много. Потом решали, что нужно изменить в проекте постановления Президиума РАН “О научном обеспечении развития АПК”. Решили доработать.
Андрей СУББОТИН
Фото автора и Ольги ПРУДНИКОВОЙ

Нет комментариев