Сигнал к перехвату. Студенческая мобильность обострит конкуренцию между вузами.

Повышение качества подготовки специалистов, востребованных регионами (в первую очередь, Сибири и Дальнего Востока), расширение возможностей студентов, выстраивающих траектории своего обучения, рост эффективности взаимосвязей и конкуренции между вузами — на это и не только направлен подготовленный Минобрнауки проект по развитию академической мобильности. О том, что министерство вносит документ на рассмотрение в Правительство РФ, стало известно в ходе Московского международного салона образования (ММСО). На одном из круглых столов, прошедшем в рамках деловой программы форума, ректоры и представители властных структур обсудили перспективы проекта и риски, связанные с его реализацией. Дискуссия на тему “Ключевые аспекты взаимодействия вузов, бизнеса и власти при использовании студентами механизма академической мобильности” была организована Департаментом финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Минобрнауки РФ. Говоря о преимуществах, которые дает применение этого инструмента (обеспечение подготовки кадров с актуальными компетенциями, возможность для учащихся выбирать лучшие курсы и модули в ходе обучения и т.д.), директор департамента Андрей Зарубин отметил, что участники предложенной Минобрнауки программы (студенты и университеты) будут включаться в нее на конкурсной основе, а деньги — “следовать за студентом из вуза в вуз”. 
— Невозможно реализовать крупный проект силами одного коллектива. В науке это мировой тренд. Максимум внимания мы будем уделять механизму “живого” перемещения учащихся, — пообещал он. Тем не менее участники круглого стола немало времени посвятили и обсуждению дистанционной формы обучения, применяемой в рамках академической мобильности. По мнению ректора Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова (РЭУ) Виктора Гришина, онлайн-мобильность имеет целый ряд преимуществ и будет все более востребована в условиях цифровой экономики. Она исключает такие проблемы, как затраты на переезд к месту учебы и проживание, опасения родителей об обустройстве студента вдали от дома, несовпадение графиков учебного процесса и т.д. В числе достоинств дистанционного обучения ректор также упомянул оперативность получения информации, возможность объединить несколько удаленных друг от друга аудиторий в единую и привлекать к работе лучших преподавателей вне зависимости от места, в котором они находятся. Вместе с тем ректор РЭУ обозначил и сложности, связанные с внедрением онлайн-курсов.
— В этом году группа исследователей Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина и НИУ “Высшая школа экономики” по заказу Минобрнауки оценила эффективность массовых открытых онлайн-курсов как альтернативы традиционным лекциям в трех российских вузах, — рассказал он. — Студенты, обучавшиеся в онлайн-формате, оказались в меньшей степени удовлетворенными и предпочли бы традиционные или смешанные формы подготовки. Следует учитывать также, что не все курсы можно реализовать удаленно и достаточно непросто контролировать процесс обучения без постоянного контакта с преподавателем. На наш взгляд, такого рода учебная среда пока недостаточно развита, однако с появлением новых технологий многое в части онлайн-образования будет модернизировано.
Ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов выразил сомнение в том, что решить одну из ключевых задач высшей школы — “формирование целостной личности” — а также наладить экспорт образования можно без реального контакта со студентом. 
— Скоро должно выйти постановление Правительства РФ о совместных проектах ведущих российских вузов с дальневосточными, и мы рассчитываем, что студенты будут приезжать на Дальний Восток и оставаться там, — сказал ректор. 
О причинах актуальности программ обучения с применением механизма академической мобильности и ее развитии в среднесрочной перспективе говорил на круглом столе директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев. Он назвал факторы, которые могут способствовать такому развитию. В их числе — появление в России примерно 100 вузов с мировой конкурентоспособностью, вхождение 11 из них в ТОП-100 глобальных предметных рейтингов и порядка 20 — в ТОП-200. В этих университетах есть центры новых компетенций в области наноматериалов, ядерной медицины и т.д., где студенты, выстраивающие персональную образовательную траекторию, могут дополнить свою программу обучения актуальными курсами. 
— Система образования — это набор сервисов, которые мотивированный человек “стягивает” на себя, чтобы быть востребованным в современном мире, — заметил Александр Соболев. По его мнению, таких студентов сегодня около 5-7%, и их число будет расти. 
Развитию академической мобильности должны способствовать новый механизм ее финансового обеспечения, который пройдет апробацию в 2018-2021 гг. (Минобрнауки обещает, что дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию этого проекта не потребуется), а также модульные программы обучения и совершенствование подходов к аккредитации.
— Скорее всего, зона эксперимента ограничится магистратурой и вузами особого класса, поэтому ведущими университетам надо уже сейчас рассмотреть ближайшие тактические шаги в этом направлении, — предупредил директор департамента. — Решение поставленных сегодня задач будет гигантским шагом вперед к повышению качества и эффективности российской системы образования.
Заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития) Сергей Качаев отметил, что в регионе проект по развитию академической мобильности расценивают, прежде всего, как инструмент реализации государственной политики. 
— Для нас этот своевременно разработанный механизм — возможность привлечь молодые талантливые кадры в отрасли, которые сейчас формируются на Дальнем Востоке (еще три года назад некоторых из них там не было вообще). Хорошо зная потребности региональной экономики, мы готовы помочь министерству в формировании перечня образовательных организаций, готовых участвовать в эксперименте, а также в составлении списка специальностей и направлений подготовки для программы академической мобильности. До 2025 года у нас должны быть созданы порядка 120 тыс. новых рабочих мест. Около трети от этой потребности мы сможем удовлетворить за счет дальневосточного рынка труда, а остальную часть — с помощью людей, которые будут приезжать работать на создаваемые предприятия формирующихся отраслей. 
Сергей Качаев обратил внимание на то, что проект по развитию академической мобильности позволяет своевременно обеспечить потребность региона в качественных кадрах через целевое обучение. Он сообщил, что Минвостокразвития и Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке готовы организовать процесс заключения соответствующих договоров, и заверил: практически все ведущие работодатели в этой части страны возьмут на себя обязательства по трудоустройству выпускников при условии успешного освоения ими программ, компенсировать часть затрат на проживание в период обучения или практик, стажировок, включая зарубежные, а также обеспечить их прохождение у себя и выделить наставников для каждого студента.
— Предлагаем начать пилотный проект с нашего региона. Можете рассчитывать на Минвостокразвития как на помощника в реализации этой программы, — сказал замминистра. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта РАНХиГС

Нет комментариев