В оправе! В САО установили реконструированное зеркало.

В Специальной астрофизической обсерватории РАН завершилась самая ответственная и трудоемкая операция — замена главного зеркала шестиметрового телескопа БТА (Большой телескоп азимутальный). Зеркало, проработавшее на телескопе почти 40 лет, вынули из оправы и заменили другим, резервным, которое использовалось в 1974-1979 годах и прошло реконструкцию на Лыткаринском заводе оптического стекла (“Поиск” подробно рассказывал об этом в №8 за этот год).
Стартовал завершающий этап в начале мая. Несмотря на идентичность двух зеркал и, на первый взгляд, простоту операции их замены, процесс предстоял весьма сложный. Дело в том, что в процессе реставрации на заводе резервное зеркало “похудело” на 800 килограммов. Несколько изменилось и его фокусное расстояние. Это требует индивидуальной перенастройки механических разгрузок, на которых зеркало покоится в оправе (их шестьдесят), проведения высокоточных измерений качества поверхности, точной юстировки зеркала и телескопа, а также перенастройки его механических узлов. Кроме того, после установки реконструированного зеркала в оправу его поверхность с помощью специальной вакуумной установки, расположенной в башне БТА, покроют тончайшим слоем алюминия для создания отражающей поверхности.
Работы будут продолжаться в течение всего лета. Основные операции выполняются силами сотрудников службы эксплуатации БТА с привлечением специалистов Лыткаринского завода оптического стекла. Астрономические наблюдения на обновленном телескопе планируется начать в сентябре нынешнего года.
Екатерина ФИЛИППОВА