Язык рисоводов

Древнекитайские земледельцы буквально сеяли перемены: как показал анализ 4000-летней человеческой ДНК, вместе с новыми съедобными культурами в Юго-Восточную Азию были занесены и новые языки, рассказывает Science News.
Древние китайцы, возделывавшие рис и просо, мигрировали на юг и распространились от Вьетнама до Мьянмы. Там они спаривались с местными охотниками-собирателями, а происходило это двумя этапами: первый имел место около 4000 лет назад, а второй —  спустя два тысячелетия. К такому выводу пришла группа генетиков под руководством Марка Липсона (Mark Lipson) из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School), автора статьи в Science. Перемещения популяций принесли в Юго-Восточную Азию сельское хозяйство и вызвали распространение австроазиатских языков, на которых до сих пор говорят в этом регионе. На протяжении последних 20 лет накопилось немало археологических данных, указывающих на появление в Юго-Восточной Азии риса как культуры в интервале от 4500 до 4000 лет назад. Сопровождающие находки орудия и керамика указывали на их отношение к Южному Китаю. А австроазиатские языки, имеющие хождение в регионе от Вьетнама до Индии, содержат слова, обозначающие рис и земледелие, и это предполагало, что древние пришельцы с юга Китая говорили на австроазиатском языке. Тем не менее вопрос происхождения австроазиатских языков оставался открытым, и неясным было направление распространения земледельческих практик, равно как и самих земледельцев, отмечает Science News. Сейчас ДНК древних юго-восточных азиатов дает окончательный ответ о распространении земледелия по Юго-Восточной Азии группами мигрантов из Южного Китая, отмечает эксперт издания Чарльз Хайэм (Charles Higham) из новозеландского Университета Отаго (University of Otago) в Данедине. По его мнению, результаты нового исследования вместе с другими данными по древней ДНК свидетельствуют о том, что преобразующие культуру миграции популяций в некоторые части Азии начались около 5000 лет назад.
Гарвардские генетики выделили ДНК из 18 скелетных человеческих останков, откопанных в пяти юго-восточно-азиатских местах и датируемых интервалом от 4100 до 1700 лет назад. Эти места находятся во Вьетнаме, Мьянме, Таиланде и Камбодже. 4000-летние останки из поселения Ман-Бак во Вьетнаме оказались генетически близки современным популяциям, разговаривающим на австроазиатских языках и живущим в Южном Китае. В других местах Вьетнама, а также в Мьянме около 2000 лет назад жили рисоводы, генетически отличающиеся от древних обитателей Ман-Бака, но в то же время их ДНК имеет немалое сходство с современными южными китайцами. По мнению авторов, это — результат второй волны миграции с юга Китая в Юго-Восточную Азию.