Из сейфа — в лифт. Вузам придется менять социальную функцию.

Обмен опытом повышения конкурентоспособности, распространение лучших практик, повышение квалификации сотрудников вузов, укрепление и развитие взаимодействия между университетами — такие темы определили программу XXIII семинара-конференции Проекта 5-100. Очередной ежеквартальный форум представителей вузов-участников проекта прошел на площадке Российского университета дружбы народов. Там обсуждались не только критерии и требования для учебных заведений, которые стремятся к продвижению в мировых рейтингах, их показатели и динамика, но и изменения в ключевых направлениях деятельности. 
В ходе пленарного совещания, которое называлось “Практический опыт трансформации университетов Проекта 5-100 в вузы мирового класса”, заместитель председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров Андрей Волков (на снимке) поделился с ректорами и специалистами вузов своей оценкой текущей ситуации и видением перспективы. По мнению эксперта, мировое высшее образование переживает сегодня “организационную революцию”, подобно тому, как это происходило в 60-х гг. прошлого столетия, в период ядерной и космической гонки. Сегодня, как подчеркнул спикер, в мире идет “гонка” за талантливыми людьми:
— Многие государства сознательно проводят политику выведения на мировую орбиту групп своих университетов. Таких стран порядка 30. К примеру, Китай начал это делать 28 лет назад, Германия — с 2006 года, а мы подключились в 2012-м.
Участие в данном процессе требует наличия соответствующих средств, причем эффективность таких вложений не сразу становится очевидной. С этим, в частности, связана напряженность дискуссии о продолжении Проекта 5-100 после 2022 года. 
— Решение о расширении этой программы либо о выбывании из нее тех, кто медленно двигается, будут приниматься новым правительством и администрацией президента. Считаю, что России логично было бы продолжать проект, ориентируясь на опыт стран, реализующих подобные инициативы, — сказал эксперт.
Он обозначил ряд наиболее важных изменений, произошедшие в вузах-участниках программы 5-100 с момента ее запуска. Структурные подразделения “были объявлены стратегическими академическими единицами, объединяющими науку, образование и инновации”. Внутри университетов появились зоны для эксперимента — территории развития, которые начали жить по своим правилам и серьезно осложнили управленческие задачи ректоров.
— Это многообещающий процесс, очень компромиссный, но перспективный, — считает А.Волков.
Меняется и подход к организации исследовательской деятельности в ведущих вузах. Все чаще там относятся к ней “не как к придатку образовательной, не как к источнику кандидатских и докторских диссертаций, а как к “ядерному” процессу в университете”. Заметно увеличилось количество образовательных программ на английском языке. По данным эксперта, за пять лет у участников Проекта 5-100 вдвое вырос такой показатель, как интернационализация. 
— Некоторые университеты начинают играть очень важную региональную роль, и их воспринимают уже не как социальное учреждение, а как одно из лидирующих предприятий региона. Есть и примеры серьезной региональной финансовой поддержки, превышающей бюджетное финансирование вуза, — сообщил спикер. 
Он согласился с выводом представителей команд ведущих мировых рейтингов о том, что наши ведущие университеты продвигаются в них в среднем более быстрыми темпами, чем вузы других стран. Особенно это заметно в предметных рейтингах. Причина тому — узкая специализация большинства институтов советского периода. Но, как считает Андрей Волков, этот рост может затормозиться, а то и вовсе упереться в некий “стеклянный потолок” возможностей, если не осознавать необходимость трансформации и не создавать модель своей организации на средне- и долгосрочную перспективу. При оценке развития вузов Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ придает большое значение наличию хотя бы видения этой модели. 
По словам его представителя, сегодня у нас складывается группа трансформирующихся вузов — это участники Проекта 5-100, а также отчасти отраслевые, федеральные и региональные высшие учебные заведения. Иллюстрируя эту информацию примерами, А.Волков, в частности, упомянул Тюменский государственный университет, где в прошлом году запущен эксперимент по внедрению индивидуальных образовательных траекторий. 
— Надеюсь, это будет первая “экспериментальная лаборатория”, которая покажет другим вузам, что их ждет, если они пойдут таким же путем. Уверен, что данная перспектива неизбежна: сегодня появляются студенты, которые хотят в той или иной степени управлять своим образованием, и востребованность такого режима обучения будет только нарастать. Вузы, которые видят в учащемся “не объект, а субъект образовательного процесса”, идут навстречу такой потребности, и некоторые даже искусственно стимулируют персонализацию траекторий обучения. Как заметил спикер, в Гарварде “нельзя закончить магистратуру, если вы не берете семестр за пределами национальной системы образования”.
Не всем вузам суждено стать глобальными, однако трансформироваться и перестать выполнять как основную функцию “социальных сейфов” придется каждому, уверен эксперт. Одним из главных драйверов перемен становится “добыча” важнейшего ресурса — человеческого капитала — поэтому сегодня речь идет о “социальных лифтах”. Еще одним стимулом к изменениям А.Волков назвал глобализацию, следствием которой, к примеру, стало появление магистерских программ на английском языке в вузах неанглоязычных стран. 
Пока, как считает эксперт, в большинстве своем отечественные университеты недостаточно осознают необходимость реорганизации основных процессов своей деятельности. А ведь это — условие их выживания: 
— Ряд вузов очень интересно экспериментирует со своей реконструкцией. Если этого не делать, то шансов нет, поскольку нет времени на постепенное, медленное улучшение, — подчеркнул эксперт. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта https://5top100.ru

Нет комментариев