Мягко, но сильно. Российские вузы поборются за лучших иностранных студентов.

Зарубежные студенты в университетах России не редкость: страна имеет большой опыт обучения граждан из других стран. А вот в рейтинги лучших международных университетов мира наши вузы до нынешнего времени пробивались с трудом. Почему? Как это связано с экспортом российского образования? Какие препятствия испытывают российские вузы при наборе иностранных студентов? Как удержаться в конкурентной борьбе за мировой рынок образовательных услуг? Какую роль в этом играют рейтинги и зачем университету стремиться попасть в топ? Все эти вопросы обсуждали недавно в МИА “Россия сегодня” участники круглого стола “Экспорт высшего профессионального образования в мире: какие стратегии работают”.
О подходах к оценке деятельности вузов рассказал один из авторов системы их рейтингования, основатель и управляющий директор Quacquarelli Symonds Нунцио Квакварелли. Его компания начала составлять рейтинги университетов с 2004 года, мотивируя развитие их интернационализации и содействуя международной мобильности людей в мире. Н.Квакварелли перечислил основные требования, которым должны соответствовать современные университеты: развитая наука, сильный профессорско-преподавательский состав, востребованность выпускников со стороны работодателей и наличие международных программ обмена с другими странами. Показателями производительности исследовательского труда, по словам Н.Квакварелли, являются количество публикаций и индекс цитируемости. Причем именно международные научные проекты имеют более высокие индексы цитируемости, что выявило одно из проведенных компанией исследований. Второй показатель учитывает соотношение преподавательского состава к числу студентов: чем больше преподавателей, тем лучше, но бесконечно раздувать преподавательский штат нельзя. Поэтому лучшие университеты пользуются в том числе дистанционными технологиями. Третий важный момент — возможность трудоустройства выпускников: не должно быть разрыва между требованиями работодателей и вузовскими программами. И последнее, на чем он сделал акцент, — это обучение студентов из России в других странах с одновременным приемом здесь иностранцев, а также открытие нашими университетами своих отделений за рубежом как часть процесса глобализации. “Вы только в начале пути, но мы видим положительные сдвиги”, — заключил в своем выступлении Н.Квакварелли.
Какие же это сдвиги? Глава исследовательского центра компании Бен Суотра анонсировал результаты нового исследования, которые будут объявлены 6 июня. Он сообщил, что задел англоязычных стран, которые долгое время имели преимущество с точки зрения интернационализации, тает. Постепенно более привлекательными становятся такие страны, как Россия, Китай, Корея. К примеру, количество российских публикаций в базе Scopus за последний год увеличилось на 30%, в то время как в среднем по миру этот показатель составляет 12,5%. Такой же скачкообразный рост наблюдается в России и по ряду других индикаторов. За счет этого сокращается разрыв с другими странами, и сейчас ведущие российские образовательные организации находятся в числе первых трехсот лучших университетов мира. 
О том, как университеты РФ борются за попадание в число лучших, рассказала заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова. Национальный исследовательский Томский государственный университет и Национальный исследовательский Томский политехнический университет, будучи членами ассоциации “Глобальные университеты” (она была создана вузами-участниками проекта по реализации программы повышения конкурентоспособности Проект 5-100, сейчас в нее входит 21 вуз), показали заметное движение в рейтингах, войдя в ТОП-200. За последние 10 лет число зарубежных студентов в них выросло в 2,5 раза. Научные исследования укреплены за счет сетевого взаимодействия: образовательные и научные учреждения области объединены в консорциум, который губернатор поддерживает с помощью специальной программы, предусматривающей улучшение комфорта городской жизни и создание объединенного кампуса томских университетов, где даже иностранцы чувствуют себя как дома. Пока значительная их часть — представители ближнего зарубежья: Казахстана, Узбекистана, Киргизии. В перспективе — привлечение большего числа студентов из дальнего зарубежья, укрепление англоязычной среды. “Мы запускаем образовательные программы на иностранных языках, и важно, чтобы это были разные виды программ — бакалавриат, магистратура, аспирантура — чтобы студент видел будущее”, — пояснила Л.Огородова. На вопрос о том, зачем российским вузам так важно иметь высокие позиции в мировых рейтингах, она ответила, что многие страны оказывают поддержку студентам, обучающимся за рубежом, но при условии, что университеты, в которые уезжают их граждане, являются мировыми лидерами образования. 
Ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов предостерег от чрезмерной гонки за количественными показателями. “Для чего нужна интернационализация университетов? Для рейтинга?” — задал он вопрос. И ответил: “Нет, для укрепления своего коллектива: преподавателей, студентов. Привлечение иностранцев не самоцель. Важнее содержательные аспекты интернационализации, качество образования, за которым последуют и количественные характеристики. Как интернационализировать коллектив университета, создать англоязычную среду, повысить квалификацию всех сотрудников и студентов? Беда университетов России — в том, что сюда едут учиться не самые лучшие. Надо переломить эту ситуацию. А в мировых рейтингах вузы, конечно, нужно продвигать, если мы хотим получать хороших студентов”. 
Но сейчас не рейтинги привлекают иностранцев в Россию. “Ваши выпускники — наши посланцы в мире”, — подчеркнула и.о. директора Федерального государственного автономного научного учреждения “Социоцентр” Надежда Полихина. Она рассказала о результатах исследования, в рамках которого около четырех тысяч иностранных студентов российских вузов спросили о том, откуда они узнали об университете. Выяснилось, что основным источником стали те, кто раньше учился в России. 
Редактор отдела The Guardian Рейчел Холл напомнила в связи с этим термин “мягкая сила”: выпускники с теплотой вспоминают страны, где они учились, что укрепляет позиции этих стран на международной арене. Она положительно оценила стремление российского правительства к интернационализации и экспорту высшего образования, сославшись на пример Великобритании, где много университетов с высоким положением в рейтингах. Р.Холл сообщила, что, по данным правительственного доклада 2010-2014 гг., доход ее страны от притока иностранных студентов составил около 19 млрд фунтов стерлингов в год. Однако в последние годы правительство Великобритании приравнивает иностранных студентов к мигрантам, чем рискует снизить долю Объединенного Королевства на рынке образовательных услуг. 
Елена МОРГУНОВА

Нет комментариев