Я бы в медики пошел. Всего 23 дня, а след — на всю жизнь.

21 мая Президент России В.Путин пригласил премьер-министра Индии Нарендру Моди познакомиться с будущим нашей страны — участниками майской образовательной смены в “Сириусе”. В этот раз на нее съехались более 600 школьников из 54 регионов, получившие приглашение повысить свой уровень знаний и навыков по таким направлениям, как “наука”, “литературное творчество”, “музыка”, “хореография”, “спорт” и “шахматы”. За кадровое и научно-методическое обеспечение работы по направлению “наука” в этот раз отвечал проректор РНИМУ (Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова) Денис РЕБРИКОВ. По просьбе редакции он рассказал, как складывалась майская смена и чем она отличалась от предыдущих смен этого типа.
Насыщенная среда
— Профилем образовательной программы на майской смене была биомедицина. За право приехать на нее боролись ребята, занявшие призовые места на международных и всероссийских олимпиадах по биологии, химии, экологии, тематических конкурсах. Плюс от них требовались отличные оценки по соответствующим предметам в школе и описание собственного исследовательского проекта. Конкурсная комиссия “Сириуса” оценивала уровень достижений, а также склонность к научному поиску. Отбор был жесткий и результативный: я это ощутил, когда, прочтя им лекцию по генетике уровня четвертого курса биофака МГУ, услышал крайне разумные вопросы. А после вожатые, с которыми дети были откровеннее, чем с профессурой, передали, что школьники сетовали на недостаточную сложность материала. Да и коллеги признавались, что им приходилось дорабатывать свои конспекты и методички с учетом уровня аудитории. Всего в ней собрались 99 школьников 9-11 классов из 49 регионов страны. 
— А из кого тогда отбирали преподавателей-кураторов для смены?
— Есть круг коллег-медиков, ученых, которых я знаю как универсальных людей: с одной стороны, способных умело взаимодействовать с учащимися, а с другой, — успешных действующих исследователей. К тому же они еще должны согласиться поехать в “Сириус” на целую смену — 23 дня — и работать там с детьми с утра до вечера. Таких найти непросто, ведь человек должен пожертвовать своим отпуском или взять три с лишним недели за свой счет. Не все могут себе это позволить. Тем не менее каждый раз я таких нахожу. Было уже шесть смен, связанных с науками о жизни. В мае на “Биомедицину” прилетели 22 куратора проектов из ряда институтов РАН, медицинских вузов страны, биотехнологических компаний — от аспирантов до профессоров. Но есть нечто, что объединяет этих преподавателей: все они  — энтузиасты, работающие с ребятами не столько за финансовое вознаграждение, сколько за возможность взаимодействовать с талантливым научным будущим,  привлечь одаренного школьника в свою сферу науки и, возможно, в свой вуз, НИИ или компанию. 
— А зачем везти так много народа: 22 куратора на сотню школьников? 
— Дело в том, что за смену каждому учащемуся предстояло последовательно пройти четыре проекта (продолжительностью  до 5 дней), относящихся к разным сферам биомедицины: новые технологии в медицине, персонализированная медицина, молекулярная генетика и прикладная биология. Дополнительным “насыщающим” фактором было требование, что каждый проект школьники реализуют в составе новой команды (в ней — 5 человек): это крайне важно для формирования навыка взаимодействия в группах. Команда обычно структурируется: появляется  лидер, происходит распределение работы, налаживается (или не нет) эффективное взаимодействие. Если же команда не складывается, начинаются трения, обиды,  вмешивается куратор и помогает коллективу сработаться. 
Ключевая идея майской смены 2018 года — создать для школьников максимально насыщенную образовательную среду, воздействие которой активирует существующий у ребенка генетический потенциал. 
Проектные задачи были очень разными: по биохимии, вирусологии, иммунологии, онкологии, генетике, эмбриологии, реанимации и пр. Придумывали задачи сами кураторы — сотрудники РНИМУ им. Н.И.Пирогова, Орловского государственного университета им. И.С.Тургенева, Института биоорганической химии им. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН, Института молекулярной биологии им. В.А.Энгельгарда РАН, Института общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН, компаний BIOCAD, “Р-Фарм”, “ДНК-Технология”, “Вэсттрейд”, технопарков “Слава” и “Кванториум”. Утверждала проекты комиссия с участием руководства “Сириуса”. 
Вот названия некоторых проектов майской смены: 
— исследование однонуклеотидных полиморфизмов, влияющих на обмен веществ у людей с разным индексом массы тела;
— генетическая генеалогия;
— разработка тест-системы для диагностики патогенов;
— вирусная теория канцерогенеза на примере ВПЧ-ассоциированных заболеваний;
— современные методы обез­боливания, механизм действия анестетиков на дыхательный центр;
— целесообразность определения продуктов распада фибрина для диагностики острой сосудистой патологии;
— природные механизмы криоконсервации и перспективы применения криопротекторов;
— диагностика бактериальных заболеваний растений.
— Звучит впечатляюще. И к каким из этих тем дети оказались готовы?
— Ко всем. Дети — сильные. Выслушав в начале смены презентации проектов кураторами, ребята отрейтинговали для себя проекты в каждом направлении. Потом мы, учитывая их “хотелки”, составили для каждого школьника курс из четырех разных проектов в разном составе команд.
По итогам смены ребята условно разделись на два лагеря: одни настроены на карьеру врача, другие в будущем видят себя исследователями. Некоторые конкретно заявляют: стану нейрохирургом, онкологом, педиатром. Другие, наоборот, мечтают о работе в научно-исследовательской лаборатории.
— Уже думают о выборе места работы?
— Безусловно. Ребята с особым вниманием смотрели виртуальные экскурсии — фильмы о вузах,  больницах, в которых работают их кураторы, об операциях, которые они делают. Буквально на один день на смену приезжал заведующий кафедрой акушерства и гинекологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова академик РАН Марк Курцер. Он прочел детям лекцию о профессии врача и возможностях современной медицины, а также продемонстрировал фильм о фетальной хирургии. 
— Это когда человека оперируют еще до рождения, в утробе матери?
— Именно так. Причем часто это операция, дающая плоду (fetus) шанс не погибнуть еще до рождения, ребенку — сразу после рождения.
— Не испугались дети смот­реть на такое?
— Расстроились, что им показали не всю операцию, а только фрагменты. Сказали: “Вот чем интересно заниматься — спасением еще не родившегося человека!” Вообще о том, что привнесла в “Сириус” кафедра акушерства и гинекологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова, есть смысл расспросить подробнее. В Сочи она отправила большой и высококвалифицированный десант, да еще и прекрасно оснащенный.
Пробуй, можно! 
— Да, мы целой бригадой прибыли во главе с руководителем, партнерами по науке и практической медицине, — подтвердила доцент кафедры, кандидат медицинских наук Ирина Караченцова. —  Даже будущих выпускников привезли — Анну Данильчук, Анну Кашоян и Полину Волкову, победителей студенческих научных конференций. И не ошиблись: с молодыми умницами-красавицами школьники быстрее, чем со взрослыми преподавателями, наладили контакт. Они для них авторитет, но близкий — из одного поколения, разница в возрасте — лет пять-шесть. Получился наглядный пример того, что в хорошем отечественном вузе есть чему поучиться, — наш РНИМУ был первым среди медицинских вузов, вошедших в когорту национальных исследовательских университетов! Но с огромным интересом общались дети и с академиком РАН, практикующим врачом Марком Курцером, выполняющим сложнейшие внутриутробные операции. Как правило, необходимость в них возникает, если у эмбриона есть определенные генетические мутации или вирусная инфекция. Этой современной теме — воздействию тератогенных факторов на плод — был посвящен ряд проектов, которые мы предложили школьникам. Причем многие вещи нам удалось детям не только рассказать, продемонстрировать на экране, манекенах, но и дать им самим освоить ряд современных лабораторных методик. За это спасибо Группе компаний “Мать и дитя” и компании “Вэсттрейд”: узнав о наших планах по “Сириусу”, они решили поддержать образовательный проект и помогли развернуть в научном парке настоящую эмбриологическую лабораторию. А ее возможности по просьбе Марка Аркадьевича продемонстрировал ведущий эмбриолог ГК “Мать и дитя” Александр Высоцкий. Он провел теоретические занятия и практикумы для участников майской смены. В этой лаборатории был настоящий инкубатор для эмбрионов, который используется в медицинских центрах для экстракорпорального оплодотворения (когда зародыш выращивают вне тела в чашке Петри и лишь на пятые сутки эмбрион переносят в полость матки). Мы хотели продемонстрировать будущим биологам и врачам новейшие эмбриологические технологии.
— На человеческом материале?
— Нет, мы работали с биоматериалом мышей и коров. Такие исследования даже в учебной лаборатории требуют согласований с этическим комитетом. Зная это, мы еще при планировании проектов получили соответствующие разрешения. 
Вместе с тем мы старались не перегружать проекты строгими научными экспериментами, ведь они школьные, пусть и для очень продвинутых детей. Например, у меня на проекте по вирусной теории канцерогенеза мы не только работали с молекулярным конструктором, делая модели вирусов и вирусных ДНК, готовили гистологические и цитологические препараты, но даже поставили спектакль. Илья Долгалев, парень из Волгограда, написал сценарий, раздал роли другим участникам своей проектной команды. Он сам — Т-киллер (клетка иммунитета, которая убивает раковые клетки), его коллеги по команде — раковая клетка, здоровая клетка, вирус и вирусная ДНК. И они боролись. Все, как в жизни. Мы даже сняли этот спектакль. Его можно показывать в школах, чтобы на доступном для всех детей уровне наглядно объяснять какие-то риски и возможности профилактики онкозаболеваний. А еще на заключительной конференции ребята представили постер по теме нашего проекта. Аналогичные постеры по самым полюбившимся проектам к окончанию смены подготовили все участники.
 О постерной сессии смены “Биомедицина” нам рассказал и проректор РНИМУ им. Н.И.Пирогова, заведующий лабораторией редактирования генома НМИЦ АГП им. В.И.Кулакова Денис Ребриков, которому очень понравилось, как дети защищали свои проекты. 
— Ряд постеров был построен лишь на обзоре литературы по конкретному научному факту или исследованию, технологии, методике, впечатлившим участников смены. Но были и постеры на основе самостоятельно выполненного проекта. Надо отметить, что у ребят в рамках каждой  работы была возможность модификации заданной куратором структуры исследования в довольно широких пределах. Конечно, школьники были ограничены рамками методических подходов, но личная инициатива проявлялась в выборе, например, объекта для молекулярного генотипирования. При этом на постерной сессии были и типичные ошибки научных исследований, заключавшиеся, например, в неправильной оценке причинно-следственной связи. Но так бывает, когда работа сложная и многокомпонентная. В конце майской смены защита всех постеров происходила одновременно: их развесили в большом зале, авторы стояли возле них, а кураторы проектов и сами ребята, попеременно слушая друг друга, активно обсуждали работы,  задавали вопросы. Это была классическая постерная сессия в рамках научной конференции. Причем, если на некоторых диссертационных советах неожиданные вопросы из зала зачастую воспринимаются как попытка “срезать”, “завалить” соискателя ученой степени, на школьной постерной сессии сами ребята не считают вопросы “наездом”: чем они сложнее, тем интереснее ответ может быть! У них нет взрослой научной скованности. 
Хотелось бы мне видеть этих ребят студентами “Второго меда”? Безусловно, да. У нас уже есть пара студентов-стажеров “Сириуса”. “Рекламный эффект” присутствия РНИМУ им. Н.И.Пирогова в образовательном центре уже можно наблюдать, но мы надеемся на большее. 
Тем не менее участие преподавателей в образовательных сменах продиктовано не столько рекламой продвижения своего вуза или института, сколько тем, что кураторам нравится читать лекции умным ребятам, помогать им найти кратчайший путь к реализации их научных планов. 
— А когда следующая смена, в которой вы будете участвовать?
— Уже в июле этого года состоится очередная проектная смена под названием “Большие вызовы”. Ее отличие  от майской — в гетерогенности научных направлений и продолжительности выполняемых проектов. Всю смену ребята в составе одной команды из 5-6 человек выполняют один сложный научно-исследовательский проект с уклоном в наукоемкий бизнес или производство продукции. В июльской смене будут 12 разных направлений исследований:
— беспилотный транспорт и логистические системы;
— агропромышленные и биотехнологии;
— большие данные, машинное обучение и финансовые технологии;
— когнитивные исследования;
— космические технологии;
— нанотехнологии;
— нейротехнологии и природоподобные технологии;
— новые материалы;
— освоение Арктики и Мирового океана;
— персонализированная и прогностическая медицина;
— современная энергетика;
— “умный” город и безопасность.
Ребята выбирают, что им интересно, а курируют обучение кроме преподавателей представители крупных отечественных компаний из реального сектора экономики с большой ­R&D-составляющей. Если в мае мы учили проводить на научном оборудовании новую, почти революционную процедуру, изучали влияние разных факторов на концентрацию онкомаркеров в крови, делали экспресс-диагностические тесты, то в июле всю смену дети занимаются чем-то практическим и в конце защищают как дипломную работу. А участие коммерческих компаний ярко демонстрирует будущим исследователям, что на науке можно даже зарабатывать.
Елизавета ПОНАРИНА
Фото предоставлено РНИМУ им. Н.Н.Пирогова

Нет комментариев