Как равные с равным. Студенты озадачили президента РАН.

Стремятся ли сегодня лучшие выпускники школ и студенты сделать карьеру исследователя? Как старшие товарищи, влияющие на научную политику в стране, могут помочь талантливым ребятам, выбравшим эту нелегкую стезю? Эти вопросы обсуждались на встрече президента Российской академии наук Александра Сергеева с представителями клуба “Российские интеллектуальные ресурсы”, который объединяет выпускников, набравших высшие баллы на Едином государственном экзамене. В мероприятии принимали участие “стобалльники”, окончившие школу в 2015-2017 годах, а также руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и председатель Российского союза молодежи Павел Красноруцкий.
Приветствуя собравшихся, А.Сергеев отметил, что эта встреча важна для Академии наук, поскольку одна из задач РАН — приобщение молодежи к научно-техническому творчеству. Глава академии заявил, что молодые и способные кадры, ориентированные на исследовательскую работу, очень нужны сейчас стране, поскольку перед ней стоит задача достичь среднемировых темпов экономического роста. Сделать это можно только за счет ускоренного развития науки и технологий, иначе за мировыми лидерами не угнаться. 
— Вы — способная молодежь, которая продемонстрировала свои отличные знания и достижения. Очень надеемся, что часть из вас придет в Российскую академию наук, станет ее членами. Давайте поговорим как равные с равными о наших общих проблемах и задачах, — обратился к участникам встречи А.Сергеев. 
Молодые интеллектуалы с готовностью откликнулись на этот призыв. Студент второго курса НИЯУ “МИФИ” Иван Дианов, окончивший школу в небольшом городке Ивановской области, рассказал, что в его учебном заведении современное оборудование для проведения химических и физических экспериментов стояло нераспакованным, поскольку учителя не умели или не хотели им пользоваться. При этом со слов друзей Иван знает, что в других местах, наоборот, нет денег на приборы, но есть педагоги-энтузиасты, которые работают на хорошем уровне. Молодой человек предложил свой вариант решения проблемы “стыковки” компетенции и материальной базы: создавать региональные центры дополнительного образования, в которых концентрировались бы материальные и интеллектуальные ресурсы для поддержки мотивированной к научной деятельности молодежи. 
По мнению президента РАН, обеспечить равные возможности для развития талантливых детей во всех регионах вряд ли получится. Он считает, что школьники, которые хотят серьезно продвинуться в освоении определенных предметов, но не имеют шансов получить необходимые знания и навыки по месту жительства, должны быть готовы преодолевать преграды на пути к своей мечте. Александр Сергеев призвал молодых искать места, где они могут реализовать свой потенциал, рисковать, пораньше выпархивать из родного гнезда. Он привел классический пример Михаила Ломоносова, который пришел в столицу из Холмогор с рыбным обозом. 
Студент факультета прикладной математики и информатики Высшей школы экономики Ильдус Сабердинов обратил внимание главы РАН на сложности студенчества. Получая стипендию в 2-3 тысячи рублей, молодые люди вынуждены вместо интересных научных тем искать не требующие высокой квалификации варианты подработки на стороне.
Чтобы в науке чего-то достичь, надо учиться долго и трудно, в других областях добиться успеха можно быстрее, признал президент РАН. Он констатировал, что на первых курсах студенты обычно еще не представляют интерес для потенциальных работодателей из научно-технологической сферы, поэтому их редко включают в грантовые коллективы. На этом этапе теряются многие потенциальные исследователи, поэтому до него надо дотягивать существующие “линейки поддержки” научной молодежи, подчеркнул А.Сергеев. 
Глава РАН высказал идею о создании специального фонда для выплаты стипендий в размере 20-30 тысяч рублей студентам младших курсов, чтобы они могли сосредоточиться на учебе. Участвовать в наполнении таких фондов, по мнению академика, могли бы как государство, так и высокотехнологичные компании. 
Студентка четвертого курса Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна Анна Печенкина рассказала свою историю. Она наряду с учебой занимается научной деятельностью, связанной с разработкой новых технологий для изготовления ювелирных изделий и других “высокоэстетических объектов дизайна”. У девушки уже есть опубликованные статьи и оформленные патенты. Но когда она начала искать место для стажировки или работы по совместительству, то столкнулась с отсутствием интереса со стороны потенциальных работодателей. Оказалось, что студентов с научным багажом, но без практического опыта в производственных компаниях не ждут. 
Александра Сергеева удивило и огорчило такое положение дел, когда практически готовый мотивированный специалист, имеющий востребованную профессию, не может найти приложения своим талантам. Он выразил надежду, что, используя личные связи, сможет оказать Анне содействие в трудоустройстве. А чтобы в такие ситуации не попадали другие успешные студенты, пообещал обратиться в Министерство науки и высшего образования с предложением о создании продуманной системы взаимодействия вузов и бизнеса, которая помогала бы работодателям из наукоемкой сферы и будущим лидерам их бизнеса находить друг друга. 
Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев