Загадочное войско Пир-Панджала/ Сибирские археологи открыли в Индии уникальные памятники/

Началась эта история пять лет назад. Путешествуя по Кашмиру, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья ПОЛОСЬМАК увидела у входа в археологический музей города Шринагар необычные каменные изваяния двух коней, на каждом из которых сидели по три всадника. Каменные кони ничем не напоминали произведения ни буддистского, ни индуистского, ни мусульманского искусства. Более того, никто не мог внятно объяснить происхождение этих скульптур, известно было только примерное место находки. Не нашлось аналогов и в научной литературе. Кочевниками Наталья Викторовна занималась практически всю сознательную жизнь: сначала были раскопки захоронений всадников на алтайском плато Укок (в том числе находка знаменитой “алтайской принцессы”, за которую член-корреспондент РАН Н.Полосьмак получила в 2004 году Государственную премию РФ), затем —  многолетние исследования захоронений знатных хунну в могильнике Ноин-Ула (Монголия). Собственно говоря, и путешествие в северо-западную Индию было спланировано для выявления археологических свидетельств давних ее связей с Центральной Азией. С точки зрения Натальи Викторовны, эти регионы нужно рассматривать как единое археологическое пространство. 
— Индия до сих пор — страна чудес, произведения искусства находятся буквально под ногами, — признается Наталья Викторовна. — При этом научную значимость выставленных в музее всадников никто не оценил. Люди обычно реагируют на то, что в состоянии объяснить, что вписывается в круг их представлений. Каменные скульптуры в музее Шринагара выпадали из всего, что мы знаем об истории, археологии, искусстве Индии, хотя на эти темы написаны тысячи томов. Увиденные в Шринагаре кони были настолько необычными, что не выходили у меня из головы.
Кочевники в Гималаях 
Культура конных всадников, представленная каменными скульптурами перед музеем, безусловно, не индийская — в этой стране лошадей не разводят. Прослеживалась явная связь с центрально-азиатскими и евразийскими степными племенами и народами. Вскоре мне удалось получить грант благотворительного фонда Герды Хенкель на совместную российско-индийскую экспедицию по изучению путей миграции кочевников в Центральной Азии и северо-западной Индии и культурных связей между этими регионами. Но мы не сразу попали в Пир-Панджал — горную цепь в западной части Малых Гималаев. Начали с исследования, интересовавшего индийских коллег из Кашмирского университета, — поселения кушанского времени в Кашмирской долине. Затем, когда ситуация в Кашмире накалилась, предприняли очень плодотворную экспедицию в индийский Тибет. И лишь в июне 2017 года нам удалось добраться до загадочных всадников, спрятавшихся в труднодоступной части Пир-Панджала. В первый год работы были  зафиксированы два местонахождения — на высоте 1890 и 2030 метров над уровнем моря. Первое пострадало от местных жителей —  каменных всадников нередко разбивали, а их обломки использовались в кладке оград и дорожек, обломки стаскивали в одно место, чтобы освободить землю для посевов, у многих изваяний были отбиты головы (мусульманская религия не позволяет изображать человека). Второе местонахождение, расположенное высоко в горах, не было потревожено человеком, но его уничтожало время — многие скульптуры лежали, большинство из них едва виднелись из-под земли. Изваяния поросли кустарником и затянулись мхом, камни были изъедены ветром и снегом. Нашли мы этот комплекс с помощью местных жителей. В непосредственной близости находился только один дом, поскольку занятая скульптурами и каменными кладками территория была непригодной для хозяйственной деятельности. 
Исследование этих уникальных памятников проводилось с помощью методов высокоточного лазерного сканирования, применялись съемка с геликоптера и фотофиксация. Получены ортофотоизображения и трехмерные изображения всех объектов, которые теперь можно исследовать в отдаленном доступе. Сегодня мы работаем с  полученными с помощью высокоточного сканера 3D-моделями объектов. Если бы не эти новые для археологии возможности, мы бы до сих пор не смогли покинуть Малые Гималаи, изучая каждое изваяние традиционными средствами. Археология — наука медленная. Но инструментарий других отраслей в данном случае подошел идеально и позволил нам во время второй экспедиции (май 2018 года) зафиксировать заранее намеченные необычные скульп­туры с высокой точностью и в короткие сроки, подготовив тем самым огромный материал для лабораторных исследований.
Наследство белых гуннов
На некоторых конях — по три-четыре всадника, причем последней может оказаться женщина, к которой иногда прижимается ребенок. У всех изображений мужчин плоско срезаны затылки, детали снаряжения, одежды, упряжи, вооружения тщательно выписаны. Коней украшают изображения нарядно одетых женщин, держащих сосуды. На некоторых каменных скульптурах сохранились следы красной краски. Необычные статуи располагаются рядом с каскадом небольших бассейнов, облицовочные плиты и сливы которых украшены искусной резьбой. Словом, абсолютно новый стиль в искусстве, с элементами индуистской культуры: о ней напоминают, например, изображения павлинов, а также слонов, не всегда похожих на оригинал. Культура омовения, о которой свидетельствуют бассейны, тоже, скорее, имеет местные индийские корни, хотя обычай напоить коня перед битвой уже относится к кочевникам.
— В мае 2018 года на одной из плит были обнаружены изображения крепких, нарядно экипированных собак — образ, совершенно не свойственный индийскому искусству, но вполне вписывающийся в культуру кочевников, — комментирует Наталья Полосьмак. — Эта новая находка добавила еще один штрих — доказательство того, что перед нами мир воинов — всадников, которые пришли в Индию из других мест и привнесли сюда свои традиции. Мы знаем из письменных источников, что многие народы, проживающие сегодня в северо-западной Индии, ведут свое происхождение как раз от кочевников. В истории этой страны есть так называемый темный период, связанный с кочевниками, — V-VII вв. нашей эры. По письменным источникам известно, что примерно в 470 году северо-западная Индия оказалась во власти эфталитов, разрушивших государство Гуптов и создавших свое. Мы даже знаем, что их первого правителя звали Торамана, он стоял во главе государства вплоть до 515 года, затем его сменил сын Михиракула, принявший шиваизм. А дальше начинаются загадки. Письменные источники крайне противоречивы, даже название этих кочевников каждый автор приводит свое: белые гунны (они были европеоидами), хуну и так далее. Эфталиты — это наиболее принятый в литературе вариант. Кто-то из летописцев свидетельствует, что кочевники разрушали буддистские храмы, другие, напротив, отмечают их веротерпимость. Происхождение эфталитов до сих пор является предметом научных дискуссий. И, что самое интересное, на территории Индии, да, пожалуй,  и не только этого государства, совершенно не осталось археологических памятников, которые могли бы разрешить споры. С моей стороны было серьезным шагом отнести наших каменных всадников к периоду эфталитов. Помимо многих значимых деталей в костюме, украшениях, вооружении и снаряжении коней на это указывают и лица воинов с характерными большими прямыми носами, тонкими закрученными вверх усами, а плоско срезанные затылки, демонстрирующие особую форму черепа, которая достигалась искусственной деформацией, можно увидеть на монетах с изображениями эфталитских правителей. Безусловно, войско Пир-Панджала не относится ни к более раннему, гуптскому, ни к более позднему, мусульманскому, периоду истории Индии. По нашим предположениям, найденный комплекс можно предварительно датировать концом V-VIII вв. нашей эры. В этом году нам удалось взять образцы для радиоуглеродного анализа из надежного памятника, целостность которого сомнений не вызывает, так что в ближайшее время получим более точную датировку. Думаю, каменное войско относится к концу эфталитской эры, когда часть переселенцев, теснимая местными вождями, ушла высоко в горы, в труднодоступные районы.
Скорее всего, каменное войско — это мемориальный комплекс. Помните строки Высоцкого “наши павшие, как часовые”? Видимо, увековеченные в камне погибшие воины защищали проходы в стратегическом хребте Пир-Панджал, отделяющем Кашмирскую долину от Пенджаба. Кажется, нам удалось выявить закономерность в расположении памятников — это своего рода военные форпосты, связанные с поселенческими комплексами. Похоже, каменные всадники были привязаны к крепостям, с которых можно было контролировать огромные долины. В местной архитектуре использовалось дерево, а сохранились только каменные фундаменты, основания стен и резные детали архитектурных конструкций. Анализ камня подтверждает, что использованы местные породы, в частности,  сланец. 
Наша стратегическая задача — найти и очертить круг памятников с подобными скульптурами, обозначить район распространения народа и культуры. Важно, что технология лазерного сканирования позволяет включить каждый исследованный объект в мировую систему координат, что уже никогда не позволит затеряться этой уникальной каменной армии.
Надо упомянуть, что каменные статуи коней распространены в качестве надгробных памятников на северо-западе Ирана, на востоке Турции, в Азербайджане, Армении. Но на этих конях никогда не изображались всадники, тем более женщины, и в этом их основное отличие от гималайских изваяний. Наличие женщин может объясняться принятыми в культуре ритуалами. Известно, например, что раджпутские женщины (среди специалистов принято считать, что раджапуты являются потомками одного из эфталитских племен) добровольно уходили из жизни вслед за мужьями. После великих битв, как правило, случались массовые самосожжения вдов погибших воинов. 
Потомки индийских рыцарей
Судя по находкам, женщина занимала в культуре гималайских кочевников особое место. Нет ни одного коня, не украшенного изображением женщины. На плитах представлены сцены настоящего рыцарского поклонения.
— На некоторых из найденных нами плит изображены стоящие на постаментах женщины, а поддерживают эти постаменты присевшие на корточки обнаженные мужчины, — описывает наиболее яркие детали Наталья Викторовна. — По обе стороны от группы нарядных дам стоят, повернувшись к ним лицом, мужчины, дующие в трубы. Так и хочется сказать: поют славу. И таких сцен много. Недаром известная российская исследовательница Елена Успенская называла воинственных раджпутов, возможно, потомков изготовителей этих скульптур, “рыцарями средневековой Индии”. Словом, роль женщины в этом обществе была особой. Нам еще предстоит ее изучать по многочисленным резным изображениям на древних камнях. Далеко не все поддается объяснению сразу. Чтобы понять, во что верили эти люди, изображения которых мы нашли, какое место они занимали в обществе раннесредневековой Индии, для чего предназначалась эта каменная армия, почему Пир-Панджал — ее место, мы собираемся предпринять следующие экспедиции. 
Империя эфталитов давно исчезла. Но потомки воинственных племен и сейчас живут на равнинах Пенджаба и в пустыне Раджастана, и в затерянных горных деревушках в Гималаях.
Как писала Елена Успенская, “феномен индийской жизни состоит в том, что многочисленные волны иноземных завоевателей и переселенцев нашли себе здесь пристанище”. Индия принимала всех, кто приходил, и давала им возможность занять свое место в обществе, иногда очень значимое. Но и пришедшие принимали Индию, ее культуру, язык, религию. Многогранность и неоднозначность культурных “отпечатков”, найденных на загадочном каменном войске, — лучшее тому подтверждение.
 Ольга КОЛЕСОВА
Фотоснимки предоставлены Н.Полосьмак

Нет комментариев