Зачет по предприимчивости

В октябре в городе Сан-Хосе (Калифорния, США) состоится международный конкурс Enactus World Cup 2018 года. Enactus — международная программа, объединяющая университеты, лидеров бизнеса и студентов, которые разрабатывают и реализуют проекты, направленные на улучшение уровня и качества жизни людей, и представляют их на ежегодных региональных и международных конкурсах. В финал выходят только те решения, которые принесли реальный измеряемый результат. Оценку работ молодых предпринимателей выносит жюри, состоящее в основном из представителей руководства компаний. В 2018 году в мероприятиях Enactus в общей сложности участвуют свыше 72 тыс. студентов из более чем 1,7 тыс. университетов мира. В числе партнеров программы — порядка 550 международных корпораций.
Всероссийский конкурс Enactus проводится в России с 1998 года, и к настоящему времени в нем попробовали свои силы примерно 500 студенческих вузовских команд. В развитии “Enactus Россия” участвовали такие ведущие компании, как: X5 Retail Group, ВТБ-24, РЖД, АФК “Система”, “Вимм-Билль-Данн”, “Альфа-Банк”, “РОСНО”, сеть аптек “36,6”, РБК, InLearno, МТС и др.
В этом году в Сан-Хосе приедут 38 команд (в 2017-м в Лондоне их было 36), впервые за мировой кубок Enactus будут бороться итальянская и бельгийская. Россию представят студенты Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственного управления при Президенте РФ (РАНХиГС), завоевавшие первое место в финале всероссийского конкурса с проектами “Семейная мастерская” и “Экомарафоны”. В их рамках чемпионы реализовали идеи по творческому использованию вторсырья текстильного производства и утилизации его отходов. 
Победителя Всероссийского конкурса Enactus выбирали из 23 команд вузов, расположенных в разных регионах нашей страны, 14 из них конкурсантами стали впервые. В финальную часть соревнований, проходившую в Москве на площадке МИА “Россия сегодня”, вышли шесть. Второе место по итогам конкурсе заняла команда Инженерно-технологической академии Южного федерального университета (ЮФУ). Один из ее проектов — “Экобудущее” — имеет экологическую направленность (решение по продвижению культуры раздельного сбора мусора). Другая идея студентов ЮФУ связана с организацией в библиотеках для слепых выставок тактильных пособий, созданных с помощью 3D-принтера, и воплощена в проекте “Трогательный музей”. 
В числе дебютантов “Enactus Россия” — команда Института государственной службы и управления РАНХиГС, занявшая третье место. Она представила на конкурсе единый интернет-сервис Wild Camp, позволяющий познакомиться с национальными парками нашей страны, и ресурс Big Hopes — международную площадку по сопровождению талантливых ребят-сирот — от профориентации до обучения в иностранном вузе и последующего трудоустройства. Несколько дебютантов получили награды в отдельной номинации, как и лучший куратор-советник, лучший командный отчет и т.д. 
Комментируя работы конкурсантов, члены жюри обратили внимание как на сильные, так и слабые стороны представленных проектов и их презентаций. Молодым предпринимателям посоветовали, в частности, учитывать востребованность предлагаемых ими разработок не только в своем городе или регионе, но и в мире, реально оценивать новаторство своих предложений, активнее привлекая отраслевую экспертизу, и более эмоционально презентовать проектные идеи. В то же время эксперты отметили, что в конкурсе этого года стало больше проектов с коммерческой составляющей и заметно повысился уровень презентаций. 
Президент “Enactus Россия” Сергей Равичев назвал сильной стороной наших команд “умение находить группы людей, не охваченных поддержкой государства и общества, то есть целевую аудиторию, а также оригинальные решения для помощи”. При этом он подчеркнул, что многие идеи российских студентов подхватываются и реализуются за рубежом. Чтобы успешно конкурировать за мировой кубок, проектным группам наших вузов необходимо расширить состав. 
— Средняя команда в России — порядка 20 человек, средняя команда-победитель мирового кубка — около 100 человек. Это другой объем ресурсов, иной уровень планирования и реализации и это ориентир для победы в международных конкурсах. Масштабирование команд — единственное, в чем мы уступаем, — констатировал президент “Enactus Россия”. 
Как увеличить число предприимчивых граждан, создавая среду для воспитания у молодежи соответствующих навыков и мотиваций? Кто-то все еще спорит по этому вопросу, а в ряде вузов при поддержке региональной власти и в партнерстве с бизнес-сообществом уже культивируют предпринимателей, в том числе в ЮФУ. Как рассказала ректор университета Марина Боровская, в вузе поставлена цель сориентировать на предпринимательскую деятельность 35% обучающихся.
— Эта ключевая задача отражена в курсах и образовательных программах, в поддержке предприимчивых молодых людей. У нас открывается новое образовательное подразделение — факультет бизнеса “Капитаны”, — сообщила ректор.
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) — один из вузов РФ, где дипломная работа выпускника принимается в формате стартапа. 
— Работа с предпринимательской энергией студента очень важна, и мы стараемся, чтобы ей были пронизан весь образовательный процесс, — подчеркнул проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов. — Мы запускаем акселерационные программы в магистратуре; в рамках нашего технопарка помощь получают все виды технологического бизнеса, включая экспертизу и финансовую поддержку команд. 
По мнению Александра Рудика, председателя Комитета по профобразованию и подготовке кадров “Деловой России” (эта общероссийская общественная организация — один из стратегических партнеров конкурса), необязательно всем становиться бизнесменами, но важно быть предприимчивым в любой профессии. 
— Если университеты смогут создать мостик между студентами и предпринимательским сообществом, то у нас сильно изменится ситуация в экономике и стране, — уверен он. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта www.vlad.ranepa.ru

Нет комментариев