Поиск - новости науки и техники

Отточили в мастерской. Многоуровневая система образования в Поморье опирается на крепкие традиции.

Многоуровневой системе высшего образования в Архангельске уже 20 лет. На днях те, кто стоял у истоков реформы, собрались на традиционную встречу, в этот раз посвященную юбилею Педагогической мастерской – “первой ласточке” многоуровневого образования на архангельском Севере.

Нынешняя образовательная реформа российской высшей школы во многом ориентирована на положения Болонского процесса, смысл которого состоит в интеграции и гармонизации европейского высшего образования. Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 году, и с прошлого года все наши вузы перешли на двухуровневую систему, которая предполагает четырехлетний курс обучения для бакалавра и шестилетний – для магистра. На архангельском Севере все начиналось с Педагогической мастерской Поморского госуниверситета, по сути объединившей бакалавриат и магистратуру.
– Первый прием в мастерскую состоялся в 1992 году. В основу программы обучения легли курсы по истории, философии и филологии, которые читали лучшие преподаватели университета, – вспоминает создатель Педагогической мастерской, экс-декан гуманитарного факультета, а ныне доцент кафедры теории и истории языка, литературы и культуры САФУ Светлана Коваль. – Установка на изучение базовых гуманитарных наук была выбрана потому, что именно такое образование, по сути, является фундаментальным образованием “в чистом виде”. Оно максимально расширяет кругозор будущего специалиста, делает его мобильным на рынке труда, позволяет легко адаптироваться к условиям практически любого рабочего места.
Инновационным прорывом в этом проекте стал не только акцент на глубокое изучение основных гуманитарных дисциплин, но и разработка и применение “индивидуальной траектории” обучения для каждого студента. Гибкость и вариативность программы позволяла студентам быть мобильными в процессе всего обучения, самостоятельно определять будущий профессиональный путь применительно к личным устремлениям и способностям.
Применявшиеся в Педмастерской методики сейчас назвали бы инновационными. Авторские программы с историко-филологическим наполнением, модульно-блоковая “верстка” курсов, работа со студентами в малых группах, использование нетрадиционных технологий обучения и взаимодействия – вот далеко не полный перечень новшеств, применявшихся в Педмастерской. Здесь не ограничились рамками традиционной формы учебного процесса в виде факультета или отделения – мастерская стала в полном смысле экспериментальным учебно-научным подразделением, куда привлекались для чтения лекций и проведения семинаров большое количество совместителей и где одновременно шел процесс подготовки своих кадров.
Серьезным экспериментом стали “университетские классы”, которые были сформированы в ряде школ и гимназий Архангельска. Только из Архангельского городского лицея и гимназии №6 в Педмастеркую поступили почти 60 школьников! Сегодня ее выпускники защитили кандидатские диссертации, преподают в архангельских и других вузах страны и зарубежья, работают в самых различных отраслях.
Год назад гуманитарный факультет, которым с 1997 года стала Педмастерская, вошел в состав Института социально-гуманитарных и политических наук САФУ, его лучшие традиции сохранены и приумножаются. Данью уважения к архангельским первопроходцам “многоуровневки” станет и предстоящая в сентябре этого года в Архангельске Всероссийская конференция с международным участием, где состоится обсуждение проблем и перспектив развития многоуровневой системы высшего образования в стране.

Николай Сомов

Нет комментариев