Поиск - новости науки и техники

Славное плавание. В истории флота нет скучных страниц.

Эта книга из числа тех, которые по-настоящему увлекают. Стоит начать читать, как погружаешься в поток событий и фактов, образующих историю российского флота, в которой уж точно нет скучных, незначительных страниц. Даже удивительно, что такого издания не было раньше.
В нем наш флот предстает во всей красе, со своими героями и сражениями, начиная с первых походов русов на Византию. В этом трехтомнике описаны Великие географические открытия, приведены даты закладки и спуска на воду судов крупных серий и основания военно-морских учебных заведений, вехи жизни флотоводцев, кораблестроителей и ученых – гидрографов, океанологов. Каждый из томов, охватывающих периоды соответственно до 1900 года, 1901-1945 и 1946-2010 годов, снабжен указателями кораблей и имен, примечаниями и комментариями. Изложение ведется спокойно, без патетики и нравоучений, с истинно научной методичностью и последовательностью, позволяющей читателю самому размышлять, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи.
Огромный труд! Недаром подготовка рукописи заняла более 12 лет, и построена она по тому же принципу, что и вышедшая в том же Санкт-Петербургском издательстве “Наука” четырехтомная “Летопись РАН”.
А еще интерес к этой книге объясняется тем, что делали ее высокопрофессиональные неравнодушные люди, в биографии которых флот сыграл заметную роль. Достаточно назвать лишь несколько фамилий: авторы-составители – капитаны первого ранга в отставке Виталий Корякин и Сергей Вальчук, председатель редакционного совета – старший инженер-лейтенант в отставке, академик РАН Жорес Алфёров, его заместитель – академик РАН вице-адмирал Ашот Саркисов… Им удалось одухотворить эту спрессованную, насыщенную деталями и подробностями, многократно проверенными по архивным источникам, информацию. Надо было слышать их проникновенные выступления на презентации “Летописи российского флота” в Санкт-Петербургском Доме ученых!
Нобелевский лауреат увлеченно рассказывал о работах по размагничиванию судов (с целью защиты от мин), которыми занимались в начале Великой Отечественной физтеховцы Анатолий Александров, Игорь Курчатов и их коллеги. О том, как ему самому в 1958-м, в бытность младшим научным сотрудником того же ФТИ им. А.Ф.Иоффе, довелось создавать полупроводниковый германиевый вентиль для первой советской атомной подлодки. Разумеется, никто из них тогда не думал, что творит историю.
Почему книга об истории флота увидела свет в научном издательстве? Самый общий ответ заключается в том, что флот, как и наука, – неотъемлемая принадлежность великой державы. Их связь неразрывна. Во имя развития Военно-морского флота работали первые российские академики Л.Эйлер, Д.Бернулли, М.Ломоносов, на эту “вахту” заступили Д.Менделеев, А.Крылов, Э.Ленц, А.Берг, Ю.Шокальский, ее продолжают наши современники И.Горынин, В.Пашин, В.Пешехонов, И.Спасский…
В свою очередь, флот помогал развиваться науке, снаряжать увлекательные экспедиции, изучать Океан (так, говорят, должна была называться планета Земля исходя из преобладания моря над сушей).
Кстати, хроника приключений наших мореплавателей и промышленников имеет не только познавательное значение – книга помогает восстановить историческую справедливость, напоминая, что многие острова и проливы, носящие подчас иностранные имена, были открыты и нанесены на карту российскими исследователями. А насколько интересны сведения о флотской символике и геральдике: когда появились кортики, палаши, как видоизменялись флаги и воинские звания.
Если вдуматься, все мы, даже сухопутные граждане, должны болеть за то, чтобы флот сохранял свою роль как источник научно-технического прогресса и заказчик научных исследований, чтобы развивалось военно-морское образование, которое в России и в мире всегда считалось элитным, чтобы не развеивалась романтика морской службы для молодежи. А чтобы уважать отечественный флот, надо знать его историю – важную часть истории России, и эту просветительскую миссию выполняет “Летопись…”.

Аркадий СОСНОВ

Нет комментариев