Конкурсным курсом. В ПетрГУ умеют добиваться успеха в инновациях.

Петрозаводский государственный университет — один из ведущих вузов, он готовит профессиональные кадры уже более 70 лет не только для Карелии, но и для всей страны. Реализация инновационного курса развития, выбранного университетом, требует слаженного труда всего коллектива и активности каждого его члена. Именно это позволило ПетрГУ стать победителем всех пяти крупных конкурсов, проведенных Минобрнауки РФ в рамках программ господдержки ведущих вузов за последние три года: развития инновационной инфраструктуры вузов (2010 год); развития высокотехнологичного производства (2010 год); поддержки ведущих ученых (2011 год); стратегического развития вузов (2011 год); развития студенческих объединений (2012 год). Только в рамках этих конкурсов университет в общей сложности выиграл около 800 миллионов рублей, которые иcпользуются на развитие образовательных и научных программ, приобретение новейшего оборудования, стажировку молодежи в российских и зарубежных вузах. Подробнее об этом и о приоритетных направлениях дальнейшего развития университета рассказывает ректор ПетрГУ профессор Анатолий ­ВОРОНИН.

— Представляется, что эти победы не случайность, а результат последовательной и вдумчивой работы по формированию инновационной среды в университете. Коллектив ПетрГУ с 90-х годов прошлого столетия выбрал стратегию инновационного развития и к началу XXI века имел лидирующие позиции по целому ряду направлений, особенно в области информационных технологий и международного сотрудничества. Качественным прорывом в развитии инновационно-производственной деятельности стало создание в 2005 году ИТ-парка. Мы провели реконструкцию одного из зданий площадью более 4000 кв. м, оборудовали свыше 200 рабочих мест и собрали вместе действующие коллективы преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов — специалистов в области математического моделирования, информационных и нанотехнологий, микроэлектроники. В этом же здании разместили Клуб творчества программистов, студенческий бизнес-инкубатор и управление инновационно-производственной деятельности. Серьезное внимание было уделено подготовке кадров. Клуб творчества программистов, один из сильнейших в стране и мире, был нацелен на подготовку математиков и программистов высшей квалификации, в том числе призеров и победителей чемпионатов России и мира по командному программированию. В настоящее время подразделения ИT-парка выполняют работы по широкому спектру направлений по заказам ведущих российских и зарубежных предприятий и организаций, активно участвуют в проектных и грантовых программах. Среди наших партнеров и заказчиков крупнейшие предприятия целлюлозно-бумажной, лесной, машиностроительной и нефтехимической отраслей России, мировые лидеры инноваций — Nokia, Samsung, Metso Automatiom, Metso Minerals, Outotec и др. Объем средств, заработанных ИT-парком, за семь лет увеличился с 40 млн до 260 млн рублей. Что еще более важно, сегодня “парк информационных технологий” трансформировался в “парк инновационных технологий”, стал активным генератором новых идей и разработок, и этому в значительной мере способствовали победы в конкурсах по Постановлениям Правительства РФ №№218-220.
Так, например, в рамках программы развития высокотехнологичного производства совместно с предприятием ЗАО “Петрозаводскмаш”, входящим в состав Росатома, выполняется проект по созданию производства транспортно-упаковочных контейнеров для перевозки и хранения ядерного топлива, отвечающих всем современным требованиям. В данном проекте активно участвуют преподаватели, сотрудники, студенты и аспиранты ­ПетрГУ, ведутся исследования и разработки, получен ряд патентов. За время выполнения проекта значительно расширилось взаимодействие с предприятием в области научных исследований, прикладных разработок, проведения производственных практик студентов, трудоустройства выпускников, подготовлены новые совместные инновационные программы.
В рамках проекта по привлечению ведущих ученых в российские вузы в ПетрГУ создана лаборатория молекулярной генетики врожденного иммунитета под руководством ученого из США Александра Полторака, ученика Брюса Бойтлера, получившего в 2011 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Более 125 млн рублей выделено на проведение научных исследований, развитие соответствующей научно-исследовательской инфраструктуры. Для эффективной работы лаборатории выделены необходимые помещения, закуплено современное оборудование, начато проведение исследований в области врожденного иммунитета. Победа в этом конкурсе и конкурсе Программ стратегического развития помогла реализации давней идеи о создании Института высоких биомедицинских технологий. Уже начато проектирование строительства нового корпуса для института, один из четырех этажей которого будет отдан под лабораторию, возглавляемую А.Полтораком.
В проекте по развитию инновационной инфраструктуры ПетрГУ созданы новые и поддержаны существующие инновационно-технологические центры в области ИT, нанотехнологий и микро­электроники, лесной и горной промышленности, садкового рыбоводства, энергосберегающего домостроения. Этот проект позволил не только укрепить материально-техническую базу инноваций, но и провести обучение молодежи в ведущих российских и зарубежных инновационных центрах, значительно активизировал работу студенческих бизнес-инкубатора и конструкторских бюро. Одним из показательных результатов стало активное участие молодых преподавателей и студентов в конкурсах программ “У.М.Н.И.К.” и “СТАРТ”, выигравших за последние годы более 50 грантов.
Особое внимание в проекте было уделено созданию 15 малых инновационных предприятий. Среди них — ООО “ОптиСофт”, которое занимается разработкой наукоемкого программного обеспечения для систем планирования и управления производственными процессами. В 2011 году его оборот составил почти 9 млн рублей, а в 2012 году увеличится до 32 млн рублей. Оборот OOO “Наносети”, разрабатывающего оборудование для специализированных беспроводных сетей, составит 12 млн рублей. В настоящее время завершается создание опытно-производственного хозяйства по выращиванию форели, где студенты агротехнического факультета будут проходить практику. Приобретены автокормушки, специальные системы, позволяющие в автономном режиме выращивать мальков и проводить научные исследования по технологии кормления, изучению болезней рыб. Это хозяйство сможет производить до 100 тонн форели в год. Сейчас готовим новый проект по выращиванию мальков рыб из икры сига и форели. Хочу подчеркнуть, что работа всех этих предприятий позволяет решать одну из самых важных задач в нашем регионе — создание новых рабочих мест в высокотехнологичной сфере производства для выпускников, студентов, аспирантов и преподавателей.
Новым этапом инновационного развития ПетрГУ стал запуск в 2012 году Программы стратегического развития и Программы развития деятельности студенческих объединений. В Программе стратегического развития ПетрГУ на 2012-2016 годы “Университетский комплекс ПетрГУ в научно-образовательном пространстве Европейского Севера: стратегия инновационного развития” определены основные приоритетные направления (кластеры) развития: инженерные науки и высокие технологии, биомедицина, североевропейские исследования. В Программе развития деятельности студенческих объединений будут поддержаны студенческое научное общество, клубы творчества программистов и УМНИКов, студенческий бизнес-инкубатор, конструкторские бюро, созданы новые студенческие научные лаборатории. Большое внимание будет уделено развитию студенческих отрядов и волонтерских движений, спортивных и творческих коллективов, поддержке трудоустройства и созданию “безбарьерной” среды.
Опыт реализации выше­указанных проектов наглядно доказал, что создание инновационной среды и инфраструктуры является мощным интегратором и ускорителем развития университета. В то же время необходимо быть готовыми к преодолению целого комплекса проблем в ходе выполнения крупных проектов. Прежде всего, это проблема “инфраструктурного взрыва”: значительное увеличение инновационных подразделений (центров, лабораторий, малых предприятий, технологических площадок и т.п.), что приводит к существенному росту сложности управления. Традиционные методы в данных условиях перестают работать, строгая ­иерархия управления все чаще заменяется сетевым взаимодействием и управлением, существенной децентрализацией управления. Все чаще размываются традиционные границы кафедр и факультетов, существующих подразделений, появляются междисциплинарные исследования и коллективы. Существующие методы планирования, мониторинга исполнения, учета и контроля выполнения показателей, корректировки планов и формирования отчетности перестают отвечать новым требованиям. Традиционной проблемой остается проблема роста кадрового потенциала: создание “инновационной среды”, направленной на генерацию и реализацию идей, коммерциализацию результатов; вовлечение и мотивация персонала; подготовка и повышение квалификации инновационных менеджеров, руководителей малых предприятий, преподавателей и сотрудников. Для части преподавателей было сложно (но очень полезно) включиться в “игру по правилам — деньги в обмен на обязательства”. Требует серьезных изменений система нормативного регулирования инновационно-производственной деятельности (ИПД), включающая обеспечение соблюдения законодательства в условиях его постоянного обновления, разработку внутренних регламентов, определяющих “правила игры” в сфере ИПД, защиту интеллектуальной собственности.
Решая данные проблемы, нам пришлось внести серьезные изменения в существующую систему планирования и управления деятельностью университета, структурную реорганизацию, подготовку и повышение квалификации персонала, автоматизацию проектной деятельности, разработку новых регламентов. Все это способствовало повышению эффективности и результативности работы университета, лучшей мотивации преподавателей, сотрудников и студентов, подготовке новых комплексных междисциплинарных проектов, Плана территориального развития ПетрГУ на период до 2030 года. Еще до завершения реализации всех этих проектов можно констатировать, что они уже сыграли (и еще сыграют) важную роль в развитии ведущих университетов России. Созданные заделы и решение Минобрнауки о продлении проектов (Постановления №№218-220) начиная с 2013 года дают основание быть абсолютно уверенными в дальнейшем успешном развитии инновационной деятельности университетов России.

Подготовила Нина ШАТАЛОВА

Нет комментариев