На лице написано. О характере расскажет внешность.

Попытки определять особенности личности человека по его внешности известны еще с Античности. Сегодня психология, используя современные методы и подходы, продолжает изучать эту взаимосвязь, и интерес к практическому применению результатов подобных исследований в последние годы значительно возрос. Возможность судить о психологических свойствах человека по его внешним данным используется в психологии общения, управленческой практике, профориентационной работе и при подборе персонала, в психиатрии и криминалистике.
Перспективные подходы в этой сфере научных изысканий используют специалисты Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). Здесь продолжается реализация целого ряда проектов при поддержке ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы. О том, какой вклад в современную науку удалось внести их участникам — специалистам научно-образовательного Центра экспериментальной психологии МГППУ (ЦЭП МГППУ), рассказал руководитель одного из проводимых в центре исследований кандидат психологических наук Александр Демидов.
В восприятии психологических особенностей человека по его внешности особую роль играет лицо. Оно выступает своеобразным информационным экраном, на котором представлена информация о возрасте, расовой принадлежности, эмоциональном состоянии человека, его личностных особенностях, намерениях и так далее. Удачное определение этому феномену дал французский философ Эмманюэль Левинас: “Лицо есть предстояние перед нами Другого… Оно есть поступательное проявление человеческого Я”.
Ученые издавна пытались раскрыть загадку связи внутреннего и внешнего — характера человека и черт его лица. Именно в результате таких попыток возникло учение “физиогномика”, впервые упомянутое в одноименном трактате Аристотеля. Однако методологические и методические ограничения не позволяли ученым того времени в полной мере описать феномен “восприятия лица”. Особенностью исследований научного коллектива ЦЭП МГППУ стало понимание данного феномена как викарного (“свернутого”) общения, в рамках которого “намеки” внешности пропускаются сквозь коммуникативный опыт, самооценку, установки и язык воспринимающего.
Проблематика межличностного восприятия поднята учеными центра в проекте под названием “Оценка индивидуальных психологических особенностей человека по выражению его лица и голоса” (руководитель — Александр Демидов), поддержанном в рамках мероприятия 1.3.1 ФЦП. Предусмотренные там изыскания направлены на изучение “вклада” выражения лица и голоса человека в формирование у других представления о его личности. В проекте поставлены вопросы об информативности выражения лица или голоса при оценке психологических особенностей их обладателя, а также о степени, в которой эти источники информации дополняют друг друга и делают суждение наблюдателя более надежным. Кроме того, в ходе исследования ученые намерены узнать: какой из указанных источников информации о человеке является ведущим, а какой — ведомым при оценке его психологических особенностей?
В несколько другом аспекте межличностное восприятие изучалось в рамках проекта “Организация и динамика познавательных процессов в условиях общения и совместной деятельности” (Мероприятие 1.1), выполненного силами сотрудников ЦЭП МГППУ под руководством доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО Владимира Барабанщикова.
Отличительной особенностью исследований стала опора на современные методические и технологические возможности. Так, например, использование технологии графической редакции позволило ученым создать оригинальный стимульный материал — изображения лиц с различными характеристиками, которые предъявлялись участникам эксперимента для восприятия и описания. Применение аппаратурных методов регистрации движений глаз испытуемого позволило объективировать направленность его внимания в процессе рассматривания изображений лиц, выделить наиболее информативные “области” лица при выполнении различных коммуникативных задач.
Проектные исследования, в ходе которых установлен и описан целый ряд факторов, определяющих межличностное восприятие, велись по двум основным направлениям: изучались закономерности восприятия выражений эмоций и оценка индивидуально-психологических особенностей. Известен феномен, когда наблюдатели, рассматривая спокойное лицо, отмечают наличие разнообразных проявлений эмоций. Исследование показало, что немаловажную роль в формировании впечатлений об эмоциональных состояниях человека при восприятии нейтрального выражения лица играет его структура или конфигурация. В результате определения учеными зависимости восприятия экспрессий от пространственной ориентации изображений было установлено, что наибольшее влияние на адекватность распознавания качества эмоций оказывает сила предъявляемых человеком экспрессий. Вклад же ориентации изображений лица в этом случае оказывается существенно меньшим.
В области изучения межличностного восприятия перед учеными стоит важный вопрос о степени “доступности” (открытости или, наоборот, закрытости) индивидуально-психологических особенностей человека для стороннего наблюдателя. Существуют личностные черты, эффективность распознавания которых по выражению лица намного выше, чем других. Речь идет о выделении “глубинных” и “поверхностных” образований личности. Как показывают результаты проекта, эти индивидуально-психологические характеристики человека воспринимаются наблюдателями по-разному. К “глубинным” свойствам относятся, например, ценностные ориентации, особенности отношения к другим людям. Они оцениваются менее точно, чем “поверхностные”, к которым можно отнести уверенность, самостоятельность человека, его общительность и т.п.
Одно из исследований в рамках проекта показало, что межличностное восприятие людьми представителей своей собственной расовой группы более адекватно, нежели представителей другой. Тем самым на основе русскоязычной выборки были подтверждены данные, полученные на Западе.
Результаты проектов ЦЭП МГППУ нужны не только для понимания феномена межличностного познания, они имеют и вполне утилитарное предназначение. Речь, в частности, идет о разработке технологий визуальной психодиагностики, которые могут быть использованы операторами систем видеонаблюдения и служб оперативного контроля для мониторинга поведения человека в ситуациях большого скопления людей.
В 2010 и 2011 годах состоялись две крупные научные конференции по проектной проблематике: “Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы” и “Познание в деятельности и общении: от теории и практики к эксперименту”. В центре развернувшихся там научных дискуссий стояли вопросы развития экспериментально-психологических исследований, касающихся, в частности, процессов познания и общения. Кроме того, в ноябре 2012 года намечено проведение специализированного междисциплинарного симпозиума “Лицо человека как средство общения”, первого в России научного мероприятия, посвященного изучению “феномена лица”.
Важной особенностью проведенных МГППУ конференций стал целый ряд практических мероприятий — мастер-классов, воркшопов, экскурсий в ЦЭП МГППУ, где участники знакомились с современными технологиями и методиками исследований. По результатам завершенного проекта и проведенных в его рамках научных форумов было опубликовано несколько монографий, в числе которых фундаментальный двухтомный труд “Современная экспериментальная психология”.
Немалое влияние исследования оказывают и на подготовку научных кадров высшей квалификации в университете. Так, в первом из описанных проектов одновременно принимали участие 13 молодых научных сотрудников, включая четырех аспирантов и трех студентов. Результаты, полученные ими в ходе экспериментов, составили основу курсовых и дипломных работ, диссертаций начинающих ученых. Значимым итогом трехлетнего выполнения проекта ЦЭП МГППУ стала успешная защита четырех диссертаций на соискание степени кандидата психологических наук. Кроме того, на основе исследований, проведенных Владимиром Барабанщиковым и его коллегами, был создан цикл научных трудов “Инновационные подходы и методы экспериментальной психологии”. Его авторы в 2011 году были удостоены Премии Правительства РФ в области образования.

 

Спецвыпуск подготовила Татьяна ВОЗОВИКОВА в рамках ГК 14.741.12.0236

Фото предоставлены ЦЭП МГППУ

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ТАКЖЕ ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Нет комментариев