Поиск - новости науки и техники

Цена концентрации. Лучшие абитуриенты страны достаются нескольким регионам.

Спикерами и докладчиками VI Международного форума вузов, ежегодно организуемого рейтинговым агентством RAEX (“РАЭКС-Аналитика”), традиционно стали ректоры и представители руководства ведущих университетов России. Однако тематику дискуссий определили проблемы состояния всей системы российского образования, влияющие на решение кадровых и социальных задач, а также на конкурентоспособность вузов разного уровня в регионах, стране и мире. Налицо концентрация университетов-лидеров всего в нескольких регионах России и отток лучших абитуриентов с периферии в эти вузы, узкая специализация ряда учреждений высшего образования, не позволяющая развивать там науку на стыке разных дисциплин, и, наконец, “кричащее”  недофинансирование социально значимых педагогических и аграрных вузов. По данным аналитиков RAEX, на одного будущего педагога в среднем приходится вдвое меньше средств, чем на студента из сотни лидирующих вузов РФ (143,9 тыс. рублей). На студента-агрария – чуть больше (186 тыс. рублей). 
Свою оценку ситуации и видение подходов к решению этих проблем участники форума обозначили в ходе интерактивного голосования. К примеру, большинство из них считает, что оптимальным способом повышения доступности качественного образования в регионах должны стать активизация сотрудничества местных вузов с “локомотивами” развития высшей школы либо стремление к лидерству на своей территории с опорой на имеющиеся возможности. Ректор Южного федерального университета Марина Боровская высказалась за разнообразные формы партнерства, с помощью которых можно достичь “регионального прорыва”: это сетевые программы и сетевая мобильность студентов, информационный обмен между университетами, совместное пользование передовыми научно-образовательными центрами и т.п. Ректор не обошла вниманием и то обстоятельство, что на востребованность местных вузов влияет социальный микроклимат территорий: 
– Родители хотят безопасности, защищенности, социальной стабильности для своих детей, и нередко именно поэтому абитуриент делает выбор в пользу столичного университета. Развитие регионов – это и наш тренд, поскольку имидж университета зависит, кроме всего прочего, и от состояния окружающей его социально-экономической инфраструктуры. 
В ходе опроса также выяснилось: почти половина проголосовавших считает, что траектория, ведущая специализированные вузы к успеху, должна проходить через развитие смежных научно-образовательных дисциплин, а около трети полагают, что этим университетам необходимо не только осваивать новые направления, но и принципиально обновлять подходы в своей работе. По мнению ректора Государственного университета “Дубна” Дмитрия Фурсаева, при расширении спектра дисциплин вуз может ориентироваться на новые региональные проекты. 
– Подготовить основную часть специалистов, необходимых для их реализации, порой могут только местные университеты. Поэтому образующиеся кадровые ниши стимулируют развитие многопрофильности. В Москве и Московской области это особые экономические зоны, территориальные инновационные кластеры, развивающиеся предприятия ВПК, – отметил он. 
Вузы должны реагировать на изменения, происходящие на рынке труда: там растет потребность в кадрах, владеющих новыми, самыми современными компетенциями. 
– Сегодня мы все больше внимания уделяем освоению финансовых технологий. Создаем новые программы и направления, в том числе совместно с другими ведущими вузами, – сообщил ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров.
Что мешает улучшить качество подготовки по массовым социально значимым направлениям (учителя, врачи, агрономы)? Недостаток финансирования, устаревшие подходы в обучении, застой в развитии программ, слабые абитуриенты, низкий престиж профессии, нехватка преподавателей высокого уровня – за совокупность всех этих факторов, высказались 63% участников форума. Примерно половина опрошенных со сдержанным оптимизмом смотрит в будущее: она считает, что лет через пять-десять уровень подготовки школьных учителей “незначительно повысится”. Верящих в значительное повышение гораздо меньше – 14%. Остальные полагают, что этот уровень либо не изменится (25%), либо незначительно или заметно снизится (по 7%). Беспокоит вузовское сообщество и судьба университетских лицеев и школ: кому они будут подведомственны после реорганизации Минобрнауки? 
Развитие международной интеграции на форуме обсуждали как источник не только новых возможностей, но и новых вызовов и рисков. О том, как университеты привлекают иностранных студентов, удерживают в стране своих выпускников и конкурируют за позиции в мировом образовательном пространстве, говорили на одной из секций форума. Представили вузов-лидеров поделились с коллегами успешным опытом, наработанным во многом благодаря пониманию требований времени и грамотному использованию имеющихся возможностей. 
Как рассказал проректор по научной работе и программам развития Московского физико-технического института (государственного университета) (МФТИ) Виталий Баган, пять лет назад в научных центрах Физтеха начали появляться лаборатории для усиления компетенций по прорывным направлениям, включая междисциплинарные, и раннего вовлечения молодежи в науку. Для руководства этими структурами приглашаются и ученые из академических институтов, и зарубежные специалисты, в том числе соотечественники, а для талантливых молодых исследователей создаются перспективные карьерные позиции. 
– У нас много способных ребят, но чтобы вывести их на высокий профессиональный уровень, нужны соответствующие руководители – состоявшиеся ученые. Иногда ими становятся и авторитетные зарубежные профессора, которым МФТИ предоставляет гранты в рамках специальной программы, – сказал проректор. 
Порядка 30% иностранных студентов вуза – это победители международных олимпиад, в том числе тех, что проводятся на базе МФТИ. Как заметил Виталий Баган, нередко знакомство с университетом заставляет их менять первоначальный выбор высшего учебного заведения и поступать в Физтех: 
– Сегодня около 50 стран отправляют к нам своих абитуриентов. Часть этих ребят остается в России, а те, кто возвращаются домой, умножают лояльный к нам контингент. По большей части это граждане СНГ и бывших стран Советского Союза, но быстро растет и число поступающих из Вьетнама, Китая, Индии, целеустремленно растящих национальную элиту. 
МФТИ уделяет серьезное внимание и позиционированию на международной образовательной платформе Coursera. Проректор МФТИ сообщил, что на сегодняшний день примерно 270 тысяч ее пользователей прослушали более 40 онлайн-курсов, опубликованных в рамках этого проекта. 
Выбрать зарубежный вуз в одном из самых холодных мест планеты – на такое решение способны только очень мотивированные абитуриенты. И такие находятся. Во всяком случае, Северный Арктический федеральный университет им. М.В.Ломоносова (САФУ) привлекает немало молодежи из разных стран. Ключевым направлением его международной работы стало взаимодействие с государствами Арктики, хотя, по словам проректора САФУ по образовательной деятельности Людмилы Морозовой, вуз “играет и на других площадках”. В общей сложности у САФУ более 160 партнеров из 67 стран, с которыми университет осуществляет сетевое сотрудничество, ведет совместные образовательные программы, развивает академическую мобильность. И в такие программы ежегодно включаются от 250 до 500 учащихся.
– Более чем в половине международных проектов, в которых мы участвуем, задействованы вузы стран Арктической зоны – скандинавских государств, Канады, США. У нас сходные климатические условия и социальные проблемы, поэтому поводов для интеграции немало. С исследованиями Арктики связана тематика наших научных экспериментов. И такой “точечный” выбор приносит свои плоды, – констатировала проректор. 
В качестве примера тематического сетевого взаимодействия как эффективного инструмента развития университетов Людмила Морозова привела Университет Арктики – международную сеть научно-образовательных центров, работающих в арктическом регионе. Она объединяет 180 организаций-участниц из 19 стран, включая САФУ. В июле стартует юбилейный – десятый – рейс Арктического плавучего университета: это одна из самых привлекательных для студентов программ САФУ, уже ставшая брендом. Попасть на борт исследовательского судна можно только по конкурсу. Одна из функций программы – подготовка научно-производственных кадров для региона, которая осуществляется во время плавания, в том числе под руководством ведущих специалистов мира, и у иностранных магистров есть возможность принять участие в этой программе на льготных условиях. 
Какие вузы будут наиболее конкурентоспособными через пять-десять лет:  крупные, небольшие, многопрофильные или специализированные? Как утверждает вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence Вальдемар Севински, сегодня у аналитиков нет на этот счет единого мнения. 
– Мир развивается, и вопрос о том, что будет востребовано, – это вопрос национальных политик. Во многих странах остаются популярными и небольшие вузы. Главная проблема международных рейтингов – недостаточно объективное сопоставление вузов разных стран с учетом их своеобразия и специфики по сравнению с национальным ранжированием, поэтому они будут меняться в сторону большей достоверности, – пообещал эксперт.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта raexpert.ru
Диаграмма: Каков, на ваш взгляд, оптимальный способ повысить доступность качественного образования в регионах?
(Источник: рейтинговое агентство “РАЭКС-Аналитика” по результатам опроса участников VI Международного форума вузов “Глобальная конкурентоспособность”)
 

Нет комментариев