НАНОскоп №55: Есть пространство для полета.

“Сорок два”, “Сумеречная нанодолина”, “Нано-Млечный путь”, “Кит Харинг уходит в нано”, “Металлические носороги” — все это не названия новых остросюжетных голливудских кинолент или научно-фантастических рассказов малоизвестных широкой публике писателей. Фотографии под этими и подобными, не менее интригующими названиями — всего 40 работ, посвященных волшебному миру нано, — были представлены на выставке “NANO ART”, проходившей в московской галерее Black Dog, что на Красных Холмах. Эта экспозиция уже побывала в Нью-Йорке и Токио. Инициатором ее организации выступил Германский дом науки и инноваций — Deutsches Wissenschafts- und Innovationshaus (DWIH) в Москве. Свои работы для участия в выставке предоставили ученые из научно-исследовательского центра Наноинтеграции (CeNIDE) Университета Дуйсбург-Эссен (самого молодого университета земли Северный Рейн-Вестфалия, принадлежащего, однако, к 10 крупнейшим вузам Германии), Университета Аугсбурга, Технического университета Дортмунда, Института аналитических наук Лейбница, Мюнхенской инициативной группы в области наносистем, Швейцарского федерального института технологии в Цюрихе, а также ряда институтов, входящих в Общество им. Макса Планка.
Каких снимков здесь только не было! От чесночной луковицы, покрытой изящной и хрупкой сетью плесени с золотым напылением, снятой с помощью сканирующего электронного микрографа, до витражей церкви св. Людгера в Дуйсбурге — наночастицы использовались в стекольном производстве еще в Средневековье: мастер наносил незначительное количество золота, серебра или меди на расплавленное стекло, создавая нанослой толщиной 5-30 нм, что придавало стеклу будущего витража характерный красный, желтый или синий цвет…
Начальник Отдела науки и образования Посольства Германии в Москве Карстен Хайнц, выступивший на открытии выставки “NANO ART”, отметил, что это уже третье подобное мероприятие, проведенное силами немецких исследовательских и образовательных организаций в Москве в нынешнем году. Первая такая выставка — “Картины из мира науки” — состоялась в Немецком культурном центре им. Гёте еще в марте-апреле. Организованная в рамках проекта “Популярная наука”, она включала 40 крупноформатных фотографий из различных областей исследований, отобранных учеными из нескольких институтов Общества им. Макса Планка. Спектр технологий получения снимков был широк: от традиционной фотографии и цветной микроскопической съемки с помощью светового, растрового электронного, сканирующего туннельного микроскопов до съемки с применением компьютерного моделирования.
Второе мероприятие — интерактивная выставка “IMAGINARY: глазами математики” — было подготовлено учеными из Математического научно-исследовательского института (г. Обервольфах) в сотрудничестве с государственным Политехническим музеем, Математическим институтом им. В.А.Стеклова РАН и Посольством Германии в Москве. На этой выставке, которую открыл статс-секретарь Федерального министерства образования и научных исследований Германии (BMBF) Георг Шютте, в привлекательной и доступной форме были представлены визуализации, интерактивные инсталляции, виртуальные миры, трехмерные объекты и теоретические основы из области алгебраической и дифференциальной геометрии, а также теории сингулярностей. Обе эти экспозиции прошли в рамках Российско-германского года образования, науки и инноваций 2011/2012, который торжественно завершился 22 мая в Берлинском свободном университете. По словам Карстена Хайнца, немецкая сторона решила воспользоваться небольшой “лакуной”, которая образовалась после завершения Года образования, науки и инноваций и перед началом Года Германии в России, открытие которого состоялось 20 июня в Москве.
— Во время этой короткой паузы нам бы хотелось представить российской общественности что-то очень необычное, заслуживающее большого внимания. Важно то, что наука, в том числе и наука микро- и наноуровня, имеет много общего с эмоциями, чувствами, — отметил Карстен Хайнц. — Связь между искусством и естествознанием — это связь между искусством и креативностью. Чем абстрактнее искусство, тем больше пространства остается для полета фантазии, работы мысли. И это особенно актуально сегодня, потому что все, что касается и искусства, и науки, и политики, и германо-российского сотрудничества в целом, требует креативного подхода.
Своими впечатлениями от фотокартин с гостями выставки “NANO ART” поделился глава DWIH в Москве Грегор Бергхорн. Он также подробно рассказал о деятельности Германского дома науки и инноваций:
— Объем наших знаний о мире увеличивается по мере того, как уменьшается сам предмет исследования. Наномир, куда теперь проникает взгляд человека, открывает структуры, которые одновременно шокируют и захватывают воображение. Эта “скрытая вселенная” исполнена эстетики и необычной притягательной силы. Наноструктуры подкупают своей соразмерностью и дают почувствовать внутреннюю гармонию нанокосмоса, в котором присутствуют геометрическое совершенство и особая энергия. Познакомив жителей Нью-Йорка и Токио с эстетикой и гармонией наносфер, картины немецких исследователей приехали в Москву, где благодаря усилиям DWIH, несомненно, найдут своего внимательного зрителя.
Наша организация — Германский дом науки и инноваций — была создана, чтобы стать площадкой для обмена опытом и информацией между Россией и Германией в области научных исследований и технологий. Ее основная задача — углубить сотрудничество и стратегическое партнерство между нашими странами в сфере модернизации. DWIH связывает воедино немецкие научно-исследовательские организации и инновационные предприятия с их российскими партнерами. Кроме того, способствует созданию широкой сети ученых Германии и России, собирает вместе экспертов из академических кругов, а также представителей промышленности и политиков. Особую миссию мы видим и в поддержке молодых ученых. По инициативе германского правительства подобные Дома уже открыты еще в четырех крупнейших городах мира: Дели, Нью-Йорке, Сан-Паулу и Токио. Под крылом московского DWIH объединились ведущие немецкие исследовательские организации, активно работающие в России и имеющие здесь собственные бюро. Среди них — Германская служба академических обменов (DAAD), Фонд им. Александра фон Гумбольдта (AvH), Немецкое научно-исследовательское сообщество (DFG), Объединение им. Гельмгольца научно-исследовательских центров Германии (HGF), Германский исторический институт (DHI), Германо-российская торговая палата. Сегодня главная цель DWIH — повышение наглядности информации о немецкой науке и инновациях. Для этого мы ведем переговоры с немецкими научными организациям о скорейшем открытии в России их собственных представительств. Среди них — Общество прикладных исследований Фраунгофера, Общество им. Макса Планка, а также Научно-исследовательское общество им. Готтфрида Вильгельма Лейбница.
По словам профессора Университета Дуйсбург-Эссен Михаэля Фарле, в рамках выставки “NANO ART” сотрудники CeNIDE хотели донести мысль о том, насколько прекрасны естественные науки и нанотехнологии:
— Красота представлена в окружающей среде повсюду, даже в самых малых ее составных частях. Просто человеческий глаз не приспособлен к тому, чтобы рассмотреть этот удивительный мир. На наших снимках вы увидите, например, что золото, на самом деле, является красным, а не желтым; кремний, который, как правило, имеет металлический блеск, на наноуровне может светиться красноватым или зеленоватым оттенком — все зависит от величины частиц вещества. Я уверен, что искусство и инновации разделять нельзя. Изначально идея нашей выставки была в том, чтобы не просто показать все многообразие наномира, но привлечь и детей, и взрослых в науку через красоту. Идея популяризации науки — новый европейский тренд, ведь многие думают, что наука — это скучно. Но они забывают, что именно ученый чаще всего способен первым разглядеть истинную красоту жизни.
По мнению директора НИИ прикладной механики и электродинамики (НИИПМЭ МАИ) академика РАН Гарри Попова, также принявшего участие в открытии фотоэкспозиции, искусство и инновации действительно разделить нельзя:
— На представленных картинах не просто искусство. За каждым снимком здесь стоит впечатляющая научная работа. Выставка, организованная DWIH, оказалась весьма интересной. НИИПМЭ МАИ ведет с Германским домом науки и инноваций в Москве плодотворное сотрудничество в области проведения исследований, в частности, по разработке электроракетных двигателей, а также организации совместных российско-германских научных конференций. Надеюсь, что и дальше будем работать вместе столь же плотно.
— Мне нравится эта новая тенденция, когда одновременно с научными конференциями проводят не только выставки приборов, но и арт-мероприятия, где представлены такие замечательные фотографии, рисунки, объекты, связанные с наукой, — поделился своим мнением декан факультета электроники Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики Юрий Фетисов. — Ведь мы, ученые, с этой красотой сталкиваемся каждый день, а 99% людей, к сожалению, о ней даже не подозревают. Уверен, редкий художник способен сам создать такую картину, а если и создаст, обыватели скажут, вот, мол, больное сознание у человека… Но эта абстрактная красота, которую мы видим на снимках, и есть сама жизнь, а наука подчас гораздо богаче любого человеческого воображения.

Анна ШАТАЛОВА

Фото автора

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF .

Нет комментариев