Носорог, живи!

Жизнеспособные эмбрионы исчезающего северного белого носорога получены в лаборатории. С подробностями — The Scientist.
Взяв замороженную сперму северного белого носорога и яйцеклетки близкородственного южного белого носорога, немецкие ученые создали гибридные эмбрионы, которые можно будет имплантировать суррогатным матерям — южным белым носорогам. Успешное экстракорпоральное оплодотворение, описанное в июльском номере журнала Nature Communications, — первый шаг в решении долговременной задачи восстановления популяции северного белого носорога. Последний самец этого вида умер недавно в Кении. В мире теперь остались только две самки северного белого носорога, которые живут в том же кенийском заповеднике. “Это первые когда-либо полученные in vitro носорожьи эмбрионы”, — приводит слова одного из авторов публикации, Томаса Хильдебрандта (Thomas Hildebrandt) из Института зоологии Лейбница (German Leibniz Institute for Zoo) в Германии, издание The Scientist. По его мнению, вероятность того, что эти эмбрионы при имплантации суррогатной матери приведут к беременности, очень высока. Оплодотворение in vitro — последняя надежда на спасение северных белых носорогов, одного из двух подвидов белых носорогов. Подсаживать эмбрионы будут самкам южного белого носорога, потому что две оставшиеся в живых самки северного подвида, по оценкам ученых, забеременеть не могут, хотя и имеют вполне жизнеспособные яйцеклетки. В марте этого года у зоологов зоопарка Сан-Диего (San Diego Zoo) в результате искусственного осеменения благополучно забеременела самка южного белого носорога, и это внушает оптимизм Хильдебрандту с коллегами.
Еще один путь к спасению вымирающего подвида — сделать эмбрионы на основе яйцеклеток, взятых у двух ныне живущих самок северных белых носорогов, матери и дочери. “Наши результаты достоверны, воспроизводимы и многообещающи. Мы уже хорошо подготовлены для того, чтобы отправиться в Кению и взять ооциты у последних в мире самок северного белого носорога, чтобы получить бластоцисты. В таком случае и яйцеклетки, и сперма будут от одного подвида”, — отмечает Хильдебрандт. Он с коллегами уже начали изучать эту возможность, заблаговременно заморозив образцы спермы четырех самцов северного белого носорога и успешно использовав один из них для оплодотворения яйцеклеток южного подвида — с созданием гибридных эмбрионов. Однако,  несмотря на нынешний успех, у некоторых специалистов все еще остаются сомнения относительно “воскрешения” этих животных. “Нам предстоит пройти долгий путь. Впечатляющие результаты в чашке Петри нелегко перевести в стадо здорового потомства”, — сказала в комментарии Newsweek Терри Рот (Terri Roth) из зоопарка и ботанического сада Цинциннати (Cincinnati Zoo&Botanical Garden).